Что такое мнемосхема

Оборудование завода «Промавтоматика».

Секционные мозаичные диспетчерские Щиты завода «Промавтоматика» служат для размещения на них мнемонических схем любых энергетических объектов, технологических линий, трубопроводов и т. п.
Рис. 32. Символ типа СВМ телесигнализации двухпозиционного объекта.
На секционном диспетчерском щите типа ШДСМ-1 мнемосхема воспроизводится по принципу мимического щита.
Элементы мнемосхемы изготавливаются из листового органического стекла, окрашиваются нитроэмалями соответствующих цветов и наклеиваются на мозаичные элементы щита. Каждый мозаичный элемент с наклеенным на него участком мнемосхемы можно вынуть из ячейки без нарушения всей мнемосхемы.
Надписи на щите выполняются пластмассовыми буквами и цифрами белого цвета высотой 16 и 32 мм, которые наклеиваются на мозаичные элементы. Что такое мнемосхема
Рис. 33. Монтажное изображение телемеханических ключей.
а -со светящейся рукояткой; б -без светящейся рукоятки.

Мелкие надписи выполняются гравировкой на пластмассовых шильдиках, размеры которых не должны превышать размеров съемного мозаичного элемента.
На рис. 34 показана для примера мнемосхема насосной станции, выполненная на мозаичных элементах завода «Промавтоматика».
В мозаичные элементы может встраиваться следующая Командно-квитирующая аппаратура: ключи, арматура сигнальной лампы АСКМ, символ разъединителя СР-2. При этом применяются мозаичные элементы со специальными вырезами под эти аппараты. Основными коммутационными аппаратами являются ключи типа КУ.
Ключи управления КУ предназначены для коммутации электрических цепей и сигнализации положения управляемых объектов систем телемеханики в мнемонических схемах диспетчерских щитов и пультов, а также для использования в схемах управления, сигнализации и защиты с напряжением до 220 В постоянного и переменного тока промышленной частоты. Действие ключа основано на принципе замыкания неподвижных контактов подвижными при повороте рукояткой механизма переключения. 9
Ключ имеет встроенную арматуру для установки сигнальной лампы типа КМ напряжением до 60 В. Конструкция ключа обеспечивает возможность замены сигнальной лампы при помощи лампосъемника без извлечения ключа из панели и его разборки.
Выводы неподвижных контактов пронумерованы и выполнены с расчетом присоединения отходящих проводов с помощью пайки.
Подключение ключей к схемам осуществляется при помощи прямоугольных миниатюрных разъемов РПМ,Что такое мнемосхема
Рис. 34. Мнемосхема насосной станции на мозаичных элементах завода «Промавтоматика».
состоящих из розетки РГ1Н-1-5 и вилки РН2Н-1-29. Разъемы рассчитаны на подпайку к каждому контакту проводника сечением до 0,35 мм2.
Ключи выпускаются двух типов: КУА — ключ управления с двумя фиксированными коммутационными положениями; КУБ — ключ управления с механизмом самовозврата в фиксированное исходное коммутационное

Положение и с двумя нефиксированными коммутационными положениями.
По количеству контактных групп и схемам замыкания контактов выпускаются семь вариантов исполнения ключей.

Краткая история мнемотехники

Если бы наша память была настолько совершенной, что мы могли бы запоминать информацию в неограниченном объёме, ни к чему было бы придумывать письменность и изобретать цифровые носители информации. Знания до сих пор передавались бы из уст в уста.

И именно так они и передавалась долгое время, развивая искусство мнемотехники среди мыслителей и поэтов прошлого. Если бы не техники запоминания, «по дороге» были бы утеряны многие научные знания, произведения народного творчества и такие шедевры мирового искусства, как «Илиада» и «Одиссея».

Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации (часто бессмысленной) перед аудиторией.

Умение пользоваться своей памятью считалось правилом хорошего тона. Трудно представить себе Цицерона, читающего «по бумажке» блестящую речь. Мнемотехникой владели Аристотель и Пифагор, Юлий Цезарь и Никола Тесла, Джордано Бруно и Наполеон. Многие не просто умели ею мастерски пользоваться, но и излагали методики запоминания в трактатах и книгах.

Развитие технологий тиражирования и передачи знаний во многом было связано с потребностью человечества фиксировать их на более надёжном носителе, чем «горстка нейронов». Так стало возможным массовое образование.

Но как это ни парадоксально, именно сейчас, в век Интернета и мобильных устройств, вопрос применения памяти вернулся к нам с ещё большей актуальностью. Чтобы научиться управлять процессом запоминания в лавинообразном потоке информации, нам на помощь снова приходит старая добрая мнемотехника, которая прекрасно зарекомендовала себя на протяжении 2,5 тысяч лет.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

  1. Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

  2. Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

  3. Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

  1. Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

  2. Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Популярные статьи  Как сделать ремонт фена для волос своими руками?

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Этапы запоминания

Мнемотехника довольно увлекательна, с ней можно показывать интеллектуальные фокусы, удивляя родных и близких: на спор выучить 1 000 знаков после запятой числа Пи, глубину всех морей или самые крупные звёзды. Но ещё лучше применять эту методику не просто для развлечений, а для реальной пользы. Для этого нужно научиться загружать «взятую» мнемотехникой информацию в долговременную память.

Как учить, чтобы запоминалось надолго:

  1. Учите небольшими порциями — по 5–7 единиц информации. Это оптимальное количество данных, которое может уместиться в кратковременной памяти до того, как мы переложим их в долговременную.
  2. Повторите каждый блок несколько раз, пока не начнёте воспроизводить его на высокой скорости, и только потом переходите к следующему. Соединив 2–3 блока, снова прогоните их уже вместе и снова доведите до высокой скорости.
  3. При повторении не гоняйте весь список, фокусируйтесь только на проблемных местах. Для удобства можно записать слова, термины или формулы на карточки — откладывайте в сторону те, которые вы не вспомнили в течение 2–3 секунд, и пройдитесь по ним отдельно.
Популярные статьи  Как выбрать дозиметр радиации

Повторяйте выученную информацию в течение недели — 2–3 раза в день будет достаточно.

Основы работы с мнемотехникой

Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:

  1. подобрать тому, что запоминаем, образом,
  2. прочно соединить в воображении объект запоминания с этим образом.

Образ — тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:

  • большим и объёмным, даже если это муха;
  • детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
  • ярким и разноцветным;
  • необычным — сделайте его мультяшным или дизайнерски нестандартным;
  • эмоциональным — должен вызывать страх, смех, отвращение;
  • ограниченным — образ должен иметь видимые границы, даже если это небо или океан, их можно представить в окне или иллюминаторе.

Немного практики: представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.

Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу — соединению образов.

При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:

  • одинаковость — образы должны быть одинакового размера, даже если вы соединяете слона и горошину;
  • прочность — скрепляйте их как можно прочнее: поможет использование воображаемого скотча, гвоздей, степлера, верёвки и тому подобного;
  • деформация — должен возникнуть новый контур: если вы сажаете собаку в машину, то пусть её голова пробьёт крышу, а лапы — днище. Так возникнет новый силуэт, который будет сложно забыть;
  • действие — добавьте взаимодействия: пусть что-то треснет, испачкается или погнётся.

Немного практики: соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.

Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.

Упражнения и приёмы для взрослых

Как мы с вами уже убедились, мнемотехника — не такая уж премудрость, и освоить её может каждый вполне самостоятельно. Почему же ею пользуются лишь немногие? Всё дело в том, что даже простое дело требует тренировки.

Теперь, когда вы знаете методы мнемотехники на все случаи жизни, возьмите за правило ежедневно практиковаться. Пока не сформируется навык пользоваться мнемотехникой на автомате, прибегайте к ней сознательно при любом удобном случае. А чтобы вам легче было это делать — пара советов, где и когда можно тренироваться:

  • Используйте мнемотехнику, когда знакомитесь с новым человеком. Придумайте образ, который бы ассоциировался с его именем и соедините этот образ с самим человеком. Михаил — на плечи новому знакомому уселся медведь, Светлана — на голове вместо волос светильник. Подробнее о том, как запоминать имена, читайте в статье.
  • Каждый раз, когда будете в дороге, запоминайте порядок станций или остановок методом цепочек, локаций или историй.
  • В музеях и на выставках будет приятно и полезно связать названия картин с их авторами. Для этого фамилия автора также должна превратиться в образ по созвучию.
  • Устраивайте небольшие соревнования с друзьями или родными. Например, кто за 3 минуты запомнит больше денежных единиц, перелётных птиц или пресноводных рыб.

А сейчас попрактикуйтесь: запомните с помощью мнемотехники термин, перед которым меркнет даже сказочный филин — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия. Кстати, он обозначает боязнь длинных слов, но нам это не грозит, ведь мы вооружены мнемотехникой.

Классификация мнемосхем по типу

Операторские

Отображают, как правило, единый пространственно сосредоточенный технологический комплекс В зависимости от того, выполняет оператор какие-либо переключения непосредственно на мнемосхеме или она является чисто осведомительным информационным устройством, операторские мнемосхемы подразделяются на оперативные и неоперативные

  • оперативные мнемосхемы наряду с различными устройствами отображения, приборами, изобразительными и сигнальными элементами имеют органы управления индивидуального или вызывного типа.
  • неоперативные

Диспетчерские

Отображают рассредоточенную систему, включающую в себя разнообразные технологические комплексы, объекты, агрегаты. В зависимости от того, выполняет оператор какие-либо переключения непосредственно на мнемосхеме или она является чисто осведомительным информационным устройством диспетчерские подразделяются — на световые и мимические

  • световые
  • мимические — ручные переключатели для снятия сигналов и приведения отображения состояния объекта на мнемосхеме в соответствии с его реальным состоянием.

Операторские и диспетчерские мнемосхемы существенно различаются степенью детализации и подробностью отображения отдельных объектов контроля и управления.

Индивидуальные

Индивидуальные или однообъектные мнемосхемы — мнемосхемы, у которых каждый информационный элемент связан только с одним датчиком, то есть участки схемы постоянно подключены к одним и тем же управляемым объектам.

Вызывные

Вызывные мнемосхемы или избирательные (многообъектные) — мнемосхемы, у которых участки могут периодически или по необходимости подключаться к нескольким объектам, имеющим одинаковую структуру, называются вызывными или избирательными (многообъектными). В вызывных мнемосхемах могут подключаться либо тот или иной объект, либо тот или иной датчик одного объекта. С помощью вызывной мнемосхемы можно значительно сократить размеры панели, сэкономить в приборах и СОИ, облегчить условия работы оператора за счет уменьшения поля зрения и упрощения схемы.

Постоянные

Постоянная мнемосхема — мнемосхема, на которой постоянно отображается одна и та же схема объекта. В сменных мнемосхемах изображение в процессе работы может существенно изменяться в зависимости от режимов работы объекта (пусковая схема, схема нормальной работы, аварийная схема и т. д.).

Популярные статьи  Какую лучше выбрать электрическую варочную панель?

Чем хороша мнемотехника

Подходит для любой цели. Вы можете запоминать иностранную лексику и географические карты, шахматные партии и исторические даты, классификации по биологии и формулы из тригонометрии. Словарные слова, определения, стихотворения и целые тексты дословно. Никаких ограничений ни в качестве, ни в количестве информации.

Обеспечивает «феноменальную память». Мнемотехника не требует от вас каких-либо способностей — это навыки, которые легко тренируется в любом возрасте.

Тренирует мозг

Запоминание через образы развивает воображение и улучшает внимание

Работает сразу. Все техники просты и понятны и дают мгновенный результат. Вы сами в этом убедитесь через пару минут.

Мы все используем мнемотехнику с детства.

Помните присказку про каждого охотника, желающего знать, где сидит фазан, с которой мы навсегда запомнили порядок радужных цветов? Или песенку, которая помогла выучить последовательность нот: «ДО — воробышка гнезДО, РЕ — деревья во двоРЕ…». А как мы учили падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку», — или правописание наречий: «Уж замуж невтерпёж». А пифагоровы штаны и крысу-биссектрису?

Всё это — приёмы мнемотехники, так называемые мнемостихи, акростихи и мнемофразы. Они не самые действенные, так как применимы для узких задач, но с их помощью мы воспроизводим нужную информацию даже спустя десятилетия. В этом весь смысл мнемотехники — запоминать легко, а забыть трудно.

Где полезно применять мнемотехнику

Одни и те же упражнения могут помочь в самых разных сферах жизни. Давайте подробнее остановимся на том, где применять мнемотехнику.

В учёбе и работе

Мнемотехника открывает широкие горизонты для обучения: будь то курсы переквалификации, второе высшее образование или теория вождения. Ведь 90% учебной деятельности связаны с заучиванием.

На работе мнемотехнические навыки помогают успешно выступать на публике, а также упорядочивать любую информацию, которую вам необходимо запомнить, например держать в голове пул задач.

Для изучения иностранных языков

Мнемотехника позволяет учить от 100 до 500 иностранных слов за 1 день. Всего 2–3 месяца интенсивных занятий — и можно сформировать словарный запас выпускника лингвистического факультета. Можно начать с 10 слов, как в видео ниже:

В повседневной жизни

Мнемотехника пригодится, чтобы раз и навсегда запомнить номер карты и паспортные данные. Чтобы перестать забывать, что нужно купить или какие вещи взять в дорогу. Сделать «памятку» мест, которые хочется посетить в новом городе. «Донести» до дома новый анекдот — мнемотехника отлично с этим справится.

В увлечениях

С помощью мнемотехники можно запомнить последовательность движений в танце, выучить наизусть каты в боевых искусствах или порядок раскроя и пошива платья.

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Как работает мнемотехника

Методы запоминания с помощью ассоциаций — это и есть мнемотехника. Чтобы стало понятнее, давайте прямо сейчас запомним слово Гуамоколатокинт — имя филина из сказок А. Волкова. Его и прочитать-то сложно, не то что запомнить. Но не для мнемотехники!

Представьте большую банку красной гуаши, которая опрокидывается и выливается на пачку макулатуры. Мы комкаем залитые краской газеты и пытаемся запихнуть их в огромное киндер-яйцо, но макулатуры так много, что яйцо никак не закрывается.

Что это было? Те самые ассоциации, которые помогут нам запомнить имя филина. Гуамоколатокинт: гуашь — «гуа», макулатура — «моколато», киндер — «кинт». Повторите это слово 2–3 раза, представляя этот «мультик», и оно надолго впечатался в вашу память. Поздравляю, вы только что стали практиком мнемотехники.

Такую же «образную работу» можно проделать для быстрого и прочного запоминания сложных терминов, иностранных слов и вообще любой информации ⇓

Для запоминания можно задействовать не только воображение, но звуковое и тактильное восприятие. Но именно визуальный вариант даёт наибольший эффект — наш мозг намного быстрее обрабатывает картинки, чем линейный текст или абстрактные понятия. Об этом виде мнемотехники мы и поговорим сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: