Эксплуатация шинопроводов и троллеев

Особенности применения шинопровода

Преимущества и недостатки шинопровода перед кабелем

Преимущества шинопровода:

  • Скорость монтажа выше по сравнению с кабелем.
  • Наглядность. Линия шинопровод заменяет несколько кабелей. В нужных местах установлены отводные коробки (блоки отбора мощности), видно откуда и куда подводится электроэнергия. Не возникает вопроса «А что это за кабель и куда он идёт?».
  • Трасса шинопровода более компактна и занимает меньше места по сравнению с кабельной линией той же пропускной способности, имеет более эстетичный внешний вид.
  • Шинопровод может быть быстро демонтирован и повторно использован на другом объекте. С кабельной трассой не всегда такое возможно.
  • Экономия электроэнергии: за счет меньшего сопротивления
  • за счет лучшего теплоотвода (металлический корпус)

Конструкция шинопровода является пожаробезопасной
За счет металлического корпуса экранируют электромагнитное поле и имеют лучшие показатели по электромагнитной совместимости
Экологически более безопасны
Дешевле в реализации при грамотном подходе к проектированию
Эстетически более приятно выглядит: по заказу на заводе могут покрасить корпус шинопровода в белый, черный или любой другой цвет.

Недостатки:

  • Долгий срок поставки по сравнению с кабелем. Шинопровод — не складская позиция, его изготавливают специально под ваш проект.
  • Систему шинопроводов должен проектировать высококлассный специалист. Есть много нюансов, а ошибка в проектировании или неоптимальное проектное решение может дорого обойтись при реализации объекта (как дополнительные денежные траты, так и дополнительные временные потери).

Шинопровод или кабель, что дешевле?

Чтобы правильно ответить на это вопрос, надо корректно сравнивать. Часто сравнение проводят некорректно, задавая вопрос: «А сколько стоит метр шинопровода?», держа в уме стоимость метра кабеля той же пропускной способности. Почему такой вопрос некорректен и есть ли всё-таки какая-то стоимость у метра шинопровода? Давайте разберёмся.

Вы можете назвать стоимость метра ГРЩ? Не можете, потому что это абсолютно глупый и некорректный вопрос. Точно также и с шинопроводом.

Надо помнить, что шинопровод — это оборудование. Прямая секция нестандартной длины будет стоить примерно столько же как и стандартная трехметровая секция. Поворотный элемент будет стоить немного дешевле трехметровой секции (а у него длина не более полуметра). А есть еще отводные и фидерные блоки, компенсаторы расширения, секции чередования фаз и др. элементы.

И всё-таки стоимость метра шинопровода определить можно. Нужно определить стоимость всей системы и разделить на суммарную длину линий. Получится некая усреднённая цена — стоимость условного метра шинопровода. Правда, она справедлива только для конкретного объекта.

Тем не менее, сравнивать эту усреднённую цену метра шинопровода с ценой метра кабеля некорректно: кабель в воздухе висеть не будет и сам себя не смонтирует.

Для корректного сравнения реализации системы электроснабжения на шинопроводе и традиционным способом (кабель на лотках) требуется сравнить:

  1. Стоимость шинопровода + стоимость монтажа шинопровода + стоимость щитового оборудования.
  2. Стоимость кабеля + стоимость кабельных конструкций + стоимость монтажа кабельных конструкций + стоимость монтажа кабеля + стоимость щитового оборудования.

Вот в таком виде сравнение будет корректным. Параллельно посчитайте время монтажа. У шинопровода она будет меньше.

Небольшое пояснение по поводу учета щитового оборудования. Дело в том, что одна линия шинопровода может заменить несколько десятков кабельных линий. Соответственно, в ГРЩ (ВРУ) нужно будет вместо десятка автоматов установить один, но мощнее. Дополнительно экономим на габаритах и ошиновке щита.

Высококлассный специалист сможет удешевить реализацию объекта, переработав проект и заменив стандартное решение «лоток + кабель» на шинопровод. Мне удавалось снизить стоимость реализации проекта на 20% за счет изменения технического решения на, казалось-бы, «дорогой» шинопровод.

* — Нажимая на кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на рассылку и обработку персональных данных, принимаете политику конфидициальности и соглашение по пользованию сайтом.

Троллейный шинопровод

Троллейный шинопровод состоит из корпуса, внутри которого расположены 4 контактные шины. Корпус имеет прорезь в нижней части, по всей длине. Внутри корпуса перемещается токосъёмная каретка, через которую осуществляется питание потребителя, двигающегося вдоль троллейного шинопровода.

Троллейный шинопровод применяется для электропитания кран-балок, электроталей, подвесных дорог, подъемных механизмов, конвейерных линий, монорельсовых тележек, и т.п. В некоторых случаях их используют для питания устройств стеллажного хранения, передвигающихся по заданным траекториям.

Основные типы шинопроводов

Шинопровод — это специальная конструкция, содержащая определенное количество медных или алюминиевых проводников (обычно 4 или 5), соединенных вместе в защищенном корпусе. Шинопровод подключается к основному источнику питания (например, щиту ГРЩ, РУНН, ВРУ, или напрямую к силовому трансформатору), и далее направляется к основным местам потребления. Шинопровод возможно направить из одного помещения в другое, изменить вектор направления или демонтировать, при необходимости. Монтаж шинопровода достаточно простой и не требует больших физических затрат.

Шинопроводы подразделяются на два основных типа:

1. Открытые шинопроводы в основном используются для прокладки сетевых магистралей в обычных условиях без агрессивной среды. К шинопроводам такого типа относятся шинные магистрали и крановые троллеи. Магистральные шинопровода, обычно крепятся на простых изоляторах, выдерживают значительные токи от 1600А до 5000А и устанавливаются в производственных помещениях с соблюдением нормы минимальной высоты (не менее 3,5м от пола) и расстоянием (не менее 2,5 м) от технологического оборудования. В местах возможного прикосновения шинопровода закрывают металлическими сетками и токозащитными пластинами.

Троллейные шинопроводы

2. Закрытые или защищенные шинопроводы — это основной тип, традиционно применяемый для распределения электроэнергии. Шины у такого вида шинопроводов закрыты сплошным защитным коробом. Их можно устанавливать даже на открытом воздухе и в агрессивной среде. Плюс они безопаснее.

Закрытые шинопровода бываю нескольких видов:

Магистральные шинопроводы — прокладываются напрямую от трансформаторной подстанции и рассчитаны на передачу большой мощности (до 6300А) с напряжением до 1000В. Обычно состоят из медных шин и имеют большое количество ответвлений для подключения НКУ.

Эксплуатация шинопроводов и троллеев

Магистральные и распределительные шинопроводы

  • Распределительные шинопроводы — самый популярный тип шинопровода, который рассчитан на токи до 1000А. Для соединения с электроприёмниками используются ответвительные коробки с автоматами, предохранителем или выключателем нагрузки. Распределительные шинопроводы часто встречаются в промышленных и коммерческих зданиях с высокой плотностью нагрузки.
  • Осветительные шинопроводы рассчитаны на ток до 40А и применяются для организации осветительных линий в крупных торговых центрах, информационных и логистических центрах, небольших промышленных объектах и складских помещениях.

Осветительные шинопроводы

Преимущества

Если сравнивать два вида электропроводки: обычную и шинопроводы, последняя, несомненно, имеет неоспоримые преимущества. Об этом я рассказываю в следующей статье.

Её отличает:

  • высокая надёжность обеспечения электроэнергией;
  • время, необходимое на выполнение монтажа затрачивается меньше;
  • тратится меньше средств;
  • подвижность: возможность установки конструкции в любом удобном месте;
  • свободное перемещение на выбранное расстояние, при этом нет перерыва в снабжении электричеством;
  • безопасность подсоединения и отсоединения;
  • компактные;
  • маленькая площадь размещения;
  • простые и доступные в обслуживании.

Применение шинопроводов — производственная необходимость и безопасность, а не модные веяния. Монтаж может проводиться самостоятельно или специалистами. Второй вариант более предпочтительный во всех отношениях.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Монтаж троллеев мостового крана

Перед монтажом в соответствии с проектной документацией обязательно размечаются места установки креплений и опорных конструкций с привязкой их к крановому пути. После этого проводится монтаж в следующем порядке:

  • установка и фиксация крепежных элементов,
  • комплектация секций шинопровода в блоки,
  • подъем и фиксация блоков на крепежных конструкциях.

Эксплуатация шинопроводов и троллеевПричем, сначала ставятся угловые секции шинопровода, а после них в обе стороны монтируются прямые участки. Соединение секций шин осуществляется с помощью болтовых или пружинно-клеммных соединений в зависимости от конкретной модели шинопровода.

Стыки закрываются специальными крышками, а торцы линии – специальными заглушками. После этого устанавливаются токосъемные каретки, проверяется легкость их хода и производится установка концевого модуля подвода питания.

Между корпусом троллейного шинопровода и стеной оставляются зазоры (не менее 5 мм) для облегчения обслуживания и монтажа, а также для улучшения охлаждающей вентиляции троллейной линии.

По окончании монтажных работ проводится проверка качества монтажных работ (плотности соединений, момента затяжки болтов, отсутствия перепадов в стыках секций шинопровода, и пр.), испытание работы оборудования и сдача системы заказчику.

Чтобы  при работе троллейной системы не возникало проблем и перебоев электропитания, необходимо поручать монтаж только опытной, квалифицированной бригаде, имеющей допуск к работам соответствующего типа.

Преимущества перед другими видами проводки шинопроводных электроцепей

Не зависимо от типа конструкции, условий монтажа и дальнейшей эксплуатации все шинопроводы обладают удобными свойствами для потребителей:

  • Стандартные формы и разъемы соединяющихся элементов, что позволяет быстро собирать и разбирать шинопровод любой формы;
  • Удобно транспортировать разобранную систему при переезде на другой объект;
  • Высокая надежность в процессе эксплуатации, компактные составные части всегда легкодоступны для осмотра;
  • Менее горючие материалы по сравнению с проводами и кабельной продукцией, при нагреве отсутствуют испарения ядовитых составляющих;
  • Конструкция имеет эстетичный внешний вид и удачно вписывается в различные интерьеры;
  • Прямоугольная форма токопроводящих частей снижает сопротивление и ограничивает реактивную составляющую энергии, что обеспечивает более экономичный режим работы. На производственных участках это очень важный показатель.
  • Алюминиевые корпуса шинопроводов отлично отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться;
  • Конструкция имеет высокую степень защиты от пыли, грязи и влаги IP55. Экранирующие свойства алюминия исключают влияние электромагнитных излучений на персонал и высокоточные электронные приборы расположенные поблизости;

Надо отметить, что не все осветительные модели шинопрводов имеют защиту IP55 и обладают хорошими экранирующими свойствами, но остальные качества им присущи. Некоторые производители гарантируют при соблюдении правил эксплуатации надежную работу своих изделий в течении 25 – 50 лет.

Высокую цену шинопроводных цепей можно посчитать как недостаток, но при длительной эксплуатации и необходимости переездов в другие здания или помещения затраты оправдываются. Особенно для производственных компаний при размещении оборудования и осветительных систем. Практически во всех случаях при установке станков, швейных, токарных или другого назначения к каждому подводится электропитание и освещение.

При переезде с одного места в другое, скрытую проводку с распределительными коробками из стен вырывать и забирать с собой ни кто не станет. Устанавливать в новом здании под свое оборудование новую электросеть не дешево, поэтому шинопроводные системы в этих случаях считаются оптимальным вариантом. Составные части быстро разбираются, перевозятся и собираются на новом месте по той схеме, которая соответствует местным условиям.

Основные типы шинопроводных конструкций

Тип конструкции определяет место эксплуатации, производственное помещения, торговые залы или спортивные площадки, потребляемая мощность электроприборов подключаемых к проектируемой сети:

Магистральные шинопроводы используют для распределения электрических цепей, от основной магистрали к ним подключают распределительные щиты, шкафы. Отдельные электроприборы большой мощности, кондиционеры, электроплиты и другие электроприемники.

Эксплуатация шинопроводов и троллеевПример размещения магистрального шинопровода на стене

На трансформаторных подстанциях с мощностью от 1000 до 2500 кВА с токами 1600 – 4000А применяют шинопроводы серии ШМА. Более мощные варианты шинопрорводов серии ШМАД и ШМАДК в сетях постоянного тока на приводах электродвигателей прокатных станов, где токи достигают 6300А.

Распределительные шинопроводы предназначены для непосредственного подключения к ним электроприемников различного назначения.

Эксплуатация шинопроводов и троллеевСекция распределительного шинопровода с отводами

На обычных производственных объектах распределительная сеть собирается из шинопровода марки ШРА рассчитанного на токи 250 – 630А.;

Троллейная конструкция на шинопроводах ШТМ (200 – 400 А) позволяет устанавливать электроприборы, которые требуется перемещать в процессе эксплуатации, монорельсы с талью или подъемные краны, другие установки;

Эксплуатация шинопроводов и троллеевОсновные элементы троллейного шинопровода

Осветительные шинопроводы применяют для подключения светотехнических устройств или маломощных приборов. Эти цепи не предназначены для больших нагрузок поэтому применяется шинопровод марки ШОС выдерживающий токи 25 – 63 А.

Эксплуатация шинопроводов и троллеевОдин из вариантов трекового осветительного шинопровода

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какой шинопровод поставить в швейном цеху?

При большом количестве рабочих мест надо ставить распределительный шинопровод от которого делать отводы к каждой швейной машине и незабывайте про осветительные приборы. Чтобы не тратится на дополнительный осветительный шинопровод предусмотрите подключение светильников над каждой рабочей площадкой. Если позволяют средства установите комбинированную систему, крепите элементы осветительного шиноапровода параллельно распределительному. Толщина шин зависит от потребляемой мощности всеми вашими приборами, смотрите таблицы выше.

Вопрос №2. Шинопровод размещаю в верхней части помещения, распределительный щит на полу. Подвести кабель к щиту или опустить секции шинопровода ниже?

Большого значения не имеет, но для надежности и этетического исполнения лучше шинопровод завести в шкаф или как можно ближе.

Вопрос №3. Каким сечением кабеля подключать шинопровод и материал проводов?

По последним требованиям ПУЭ алюминиевой проводки уже не используют, большинство шинопроводов имеют медные шины.

Пример подключения шинопровода на трансформаторной подстанции

Для перехода с алюминиевых шин в старых распределительных шкафах используйте опресововочные гильзы. Сечение на кабеле и шинопроводе может быть разное, но выдерживать общую токовую нагрузку.

Вопрос №4. Можно на таль в тролейной системе установить прожектор, чтобы освещал рабочее место внизу?

Да теоретически это возможно, но требует отдельного описания и детали подключения зависят от модели шинопровода и тали. Лучше если этим будет заниматься специалист на месте.

  1. Кабель КГН: технические характеристики, критерии выбора и применения

Монтаж осветительных шинопроводов

Большой популярностью на производствах, где требуются яркая освещенность, пользуются осветительные шинопроводы марки ШОС. Это объясняется приемлемой ценой на комплект изделия, простотой сборки и надежной эксплуатацией, кроме осветительных приборов можно подключать маломощные электоприборы.

Весь монтаж можно разделить на три стадии:

  • Установка опорных элементов для несущей конструкции шинопровода;
  • Монтаж секций шинопровода на опорную конструкцию, соединение медных шин между секциями;
  • Установка и подключение к шинам осветительных приборов.

В большинстве случаев в комплект поставки входят собранные блоки, на несущей металлической трубе, квадратного профиля. Блоки с секциями шинопровода и светильниками крепятся к опорам через каждые 3 метра, устанавливаются на стенах, между колонами, под перекрытиями по технологическим линиям, трубам, фермам и другими конструкциям.

Типовые элементы крепления для шинопровода ШОС 67

Функциональное назначение Конструкция и марка Вес в гр.
Для крепления секций на на шинопроводах другого типа ШРА Хомут гибкий К544 100
Крепление секций на(стены, потолки, кронштейны) жестких основаниях Скоба жесткая К474 50
Для фиксации в подвешанном состоянии светильника на шинопроводе ШОС Хомут с крючком К470 120

Как и с другими видами шинопровода монтаж выполняется последовательно:

  • Внешний осмотр секций или отдельно собранных блоков на отсутствие механических повреждений, на кожухе, деформации концов шин в местах стыковки, розеток для светильников;
  • Делается разметка и закрепляются опорные элементы так чтобы штепсельные розетки на светильниках соединялись с штырями на секциях шинопровода.
  • Болты крепления розеток перед соединением расслабляются, после стыковки жестко затягиваются.

а – подвесная конструкция на перекрытии

б – крепление на стене кронштейном

Рисунок справа показывет комбинированный вариант крепления осветительного шинопровода ШОС 73 на распределительный шинопровод ШРА 73.

Один из современных вариантов размещение осветительного прибора на трековом шинопроводе.

  1. Секция распределительного ШРА 73 с соединительными разъемами;
  2. Соединительные разъемы осветительного шинопровода ШОС73
  3. Вилка под разъемы осветительной системы ШОС73;
  4. Провода от шин к светильнику;
  5. Кронштейн;
  6. Плафон светильника;
  7. Подвеска для соединения кожухов ШОС73 с кожухом ШРА 73.

Для надежности соединения вилка вставляется в штепсельную розетку и прижимается болтами. Пятиштырьковая розетка с вилкой обеспечивают хороший контакт и безопасность, конструкция предусматривает первоочередное подключение заземляющего контакта, потом всех остальных.

Плюсы троллейных шинопроводов

Эксплуатация шинопроводов и троллеевОсновное преимущество троллейных систем перед другими способами электрообеспечения (например, системой кабельного подвеса) состоит в их конструкции, благодаря которой скользящий контакт токосъемника исключает провисание кабеля и необходимость регулировать его натяжение и расположение петель с помощью сматывающих барабанов или роликовых кареток. В результате обеспечивается ряд плюсов:

более простой монтаж, исключающий установку сложного оборудования,

возможность легко проложить линию любой длины и конфигурации,

продление срока службы подводящей электросети за счет исключения изнашивающихся электрокабелей,

высокой стабильности и надежности работы всей системы, минимизации перепадов напряжения и т.п.,

легкость ремонта и обслуживания системы электропитания,

высокая безопасность эксплуатации электросистемы закрытого троллея.

Все эти достоинства обеспечивают растущую популярность троллейных систем и постепенное вытеснение ими других систем электроснабжения грузоподъемного оборудования.

Троллейные шинопроводы для кранов легко можно установить как в помещении, так и на открытой площадке с самыми разными производственными и климатическими условиями – корпус закрытого шинопровода (из ПВХ или других видов прочных и долговечных пластиков) отлично защищен от пыли, влаги, осадков, промышленных загрязнений, агрессивных воздействий внешней среды, его можно снабдить системой обогрева для условий с низкими температурами.

Троллейные шинопроводы ШТМ-70

Троллейные шинопроводы ШТМ-70 на 200 А, 660/380 В. Эти шинопроводы предназначены для выполнения четырехпроводных троллейных линий переменного тока частотой 50 и 200 Гц, питающих трехфазные и однофазные передвижные электроприемники.
Троллейный шинопровод ШТМ-70 применяют в основном для питания электрифицированного инструмента (дрелей, шлифовальных машинок и т. п.).
Троллейный шинопровод имеет четыре медных троллея Т-образного профиля (три фазных и один нулевой) с междуфазным расстоянием 22 мм, вмонтированных в стальной кожух (рис. 13). Троллеи в кожухе закреплены в изоляторах (клицах) через 300 мм с возможностью свободного перемещения в продольном направлении при температурных удлинениях.
Кожух имеет в нижней части сквозную щель для возможности перемещения токосъемной каретки. Номинальный ток одной каретки 25 А, а двух спаренных 50 А.Эксплуатация шинопроводов и троллеев
Рис. 13. Прямая секция троллейного шинопровода ШТМ-70 иа 200 А.
1 — соединительная муфта; 2 — кожух; 3 — троллей; 4 изолятор.
Соединение троллеев осуществляется при помощи соединительных зажимов, а кожухов при помощи муфт. Для образования закруглений по трассе имеются угловые секции. Для питания троллейной линии предусмотрены присоединительные зажимы, которые устанавливают на любом стыке секций в соединительной муфте. Для секционирования троллейной линии и возможности отключения участка линии служит разъединительная секция, где троллеи имеют разрыв (изолированный стык) 70 мм, перекрытый изоляционной вставкой. Для возможности подключения коммутационного аппарата она снабжена присоединительными зажимами.

Для ввода токосъемной каретки в кожухе троллейного шинопровода имеется специальная секция для ввода кареток.
В собранном троллейном шинопроводе обеспечивается непрерывность электрической цепи для защитного заземления. Кожух троллейного шинопровода с обоих концов соединяют с внешним заземляющим устройством. Для этого на концевых секциях имеются специальные зажимы.
Минимальная высота прокладки троллейного шинопровода 3,5 м. Троллейный шинопровод, применяемый для питания электрических талей, прокладывают по трассе, параллельной однорельсовому пути (двутавровая балка), по которому перемещается таль. Кривизна однорельсовых путей для электрических талей весьма разнообразна и не поддается унификации, поскольку она диктуется расположением оборудования, обслуживаемого этими талями. Однако наличие в номенклатуре восьми угловых секций с различными радиусами и углами поворота позволяет удовлетворить обычно встречающуюся кривизну путей. Несколько расширить эти возможности позволяет гибкое (свободное) сцепление токосъемной каретки троллейного шинопровода и тали, когда в небольших пределах (на 50—100 мм) радиус изгиба однорельсовых путей отличается от радиуса угловой секции. Кроме того, каждая из угловых секций может быть использована для прокладки как с внутренней стороны балки, так и с внешней ее стороны. С учетом всех этих факторов получается, что с помощью имеющихся угловых секций надежно обслуживаются электрические тали, перемещающиеся по однорельсовым путям, имеющим радиусы закругления в пределах 900— 2100 мм с шагом 200 мм.

  • Назад

  • Вперед

Монтаж троллейных шинопроводов

Совокупность типовых элементов, угловых и прямых секций позволяет собрать любую троллейную трассу. Конструкция секций предусматривает только горизонтальное расположение, крепятся через каждые 3 метра, на поворотах и в местах установки соединительных муфт. Профильные медные шины соединяются специальными зажимами, кожух закрывается в местах соединения специальными планками на болтовые соединения. Есть несколько видов опорных конструкций троллейного шинопровода:

  • Напольные стойки;
  • По стенам устанавливаются кронштейны;
  • На металлических, железобетонных балках под перекрытием;
  • На подкрановых балках.

Напольные троллейные стойки К778 размещают линии по верхней части на траверсах из профильной стали. По стойкам можно прокладывать две линии на расстоянии 1.5 м, между стойками допускается расстояние не менее 6 м. Как несущий элемент используется 30х60 мм, прямоугольная труба, закрепленная между стойками на траверс. Через каждые три метра секции шинопровода фиксируются к несущей трубе перфорированной полосой.

При настенном размещении используется кронштейн К776, они крепятся к стенам дюбелями в конструкции, которых предусмотрена распорная гайка. Длина кронштейна 270 мм, линия шин укладывается на расстоянии 20 см от стены.

На некоторых производствах применяют транспортные тележки с электроприводом, в этих случаях шины прокладываются вдоль стен в нишах глубиной до 40 см. Бугель, завязанный на токосъемную каретку, передвигается с тележкой вдоль стены, таким образом, осуществляется питание электромотора. Для ограничения движения на краях магистрали устанавливаются концевые переключатели. Одной из востребованных троллейных моделей шинопровода является Bafen и Технотрон

Эксплуатация шинопроводов и троллеевПодкрановая конструкция троллейного шинопровода «Технотрон»

Конструкции размещенные под перекрытием имеют П – образную перфорированную форму, основанием крепится к перекрытию, к нижней части профиля фиксируются секции шинопровода.

Эксплуатация шинопроводов и троллеевОтдельные элементы на троллейный шинопровод «Технотрон»

Производители марки Технотрон делают несколько модификаций шинопровода с различными размерами и электрическими параметрами.

Технотрон 21-465(-01)
Количество шин 5 или 4
Габариты ПВХ кожуха одной секции  3945Х40Х54 мм
Габариты шины 3996Х13Х2,6мм
Ток до… 100 А
Напряжение до…  600 В
Материал шины Медь марки А10
Технотрон 21-465-08(-09)
Количество шин  5 или 4
Габариты ПВХ кожуха одной секции  3945Х40Х54 мм
Габариты шины 3996Х13Х18,2 мм
Тока до…  60 А
Напряжение до…  690 В
Материал шин Медь марки А10

МАГИСТРАЛЬНЫЕ ШИНОПРОВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СЕРИИ ШМА

Магистральными называются шинопроводы, предназначенные для сооружения магистральных линий, связи подстанций по стороне низкого напряжения, для питания распределительных шинопроводов, распределительных пунктов, отдельных крупных электроприемников напряжением до 1 000 В частотой 50 Гц. Шинопроводы представляют собой комплектную электрическую сеть, состоящую из конструкций для крепления и отдельных секций, соединяемых между собой предусмотренным способом. Они изготавливаются отдельными секциями нормализованной длины — прямые и фигурные (угловые и ответвительные), что позволяет собрать шинопровод любой конфигурации.
Каждая секция, заключенная в металлический перфорированный кожух, содержит три фазных спаренных изолированных шины и один неизолированный нулевой проводник в виде двух алюминиевых уголков, являющихся одновременно опорным основанием и конструкцией для крепления секций ШМА68-Н. Суммарная проводимость алюминиевых уголков приблизительно равна 50% проводимости фазного провода. Соединение секций предусмотрено болтовым (одноболтовым сжимом) либо сварным. Завод-изготовитель поставляет 30% одноболтовых сжимов от общего количества заказных секций.
Приближение источников питания к потребителям наряду с общим сокращением цеховых сетей вызвало применение более протяженных низковольтных связей между подстанциями. Поэтому за последнее время магистральные шинопроводы серим ШМА стали широко применяться для канализации электроэнергии от цеховых подстанций и для связи их между собой. В соответствии с этим и выбрана шкала номинальных токов шинопроводов. Она исходит из мощностей силовых трансформаторов, имеющих наибольшее распространение в цеховых
подстанциях- для трансформаторов мощностью до 1000 кВ-А применяется шинопровод на 1 600 А, для трансформаторов мощностью 1600 кВ-А 2500 А, для трансформаторов мощностью 2500 кВ-А 4 000 А.
По динамической устойчивости шинопровод выпускается на 40 кА, но по особому заказу может быть поставлен и на 70 кА.
Магистральные шинопроводы в аварийных режимах выдерживают перегрузку, установленную для трансформаторов соответствующей мощности. Перегрев шинопроводов, допустимый в пределах, не угрожающих порчей их, проверяется по температуре окружающей среды. Так, например, при температуре в помещении +45 °С номинальный ток шинопровода снижается на 20—25%, что приводит к недоиспользованию по току источников питания трансформаторов.
Для магистральных шинопроводов применяют плоские шины, устанавливаемые на ребро. Такое расположение шин создает лучшие условия охлаждения и стыковки их. Благодаря расположению шин на ребро стало возможным применение одноболтового сжима, а также кондуктора для сварки в один прием всех стыкуемых шин в узле.
Каждая секция шинопровода состоит из трех, четырех или шести изолированных шин, скрепляемых специальными обоймами из изоляционного материала. Конструкция шинопровода является самонесущей, где основным элементом, определяющим жесткость секции, являются шины, а кожух предназначен лишь для механической защиты.
Надо отметить, что конструктивное решение устройства магистральных шинопроводов серии ШМА оказалось настолько удачным, что дальнейшее развитие магистральных шинопроводов различного назначения основано на той же базе (шинопроводы ШМАД, ШММ). Так, например, в связи с расширением Московского автозавода имени Ленинского комсомола потребовалась магистральная сеть сварочных сетей на 4 000 А с медными шинами. Такие шинопроводы в нашей стране не изготавливались. Выпуск их без затруднений был освоен в габаритах и конструкции шинопровода ШМА59 на 2500 А с заменой алюминиевых шин медными сечением 120X10 мм. Таким образом, при необходимости могут быть изготовлены шинопроводы новой серии ШММ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: