Единица освещенности

Cколько нужно света для освещения квартиры

Свет играет огромную роль в нашей жизни, он дает возможность не только видеть, но и оценивать цвета и формы окружающих предметов. От правильной освещенности помещения зависит эффективность работы, а так же наше психологическое состояние. Плохое освещение приводит к тому, что глаза начинают быстро уставать.

Для глаз человека наиболее комфортен естественный свет, но в темное время суток приходиться обходиться искусственными источниками света.

Какое количество света необходимо для освещения помещения?Каждый раз затевая ремонт в квартире все мы сталкиваемся с вопросом «Как посчитать количество лампочек, необходимое для создания комфортного освещения?».Специалисты уже давно исследовали данный вопрос и разработали соответствующие нормы для различных типов помещений. Все они сведены в документ под названием ДБН «Природнє і штучне освітлення» (в Украине) и СНиП «Естественное и искуственное освещение» (в России). Строительные нормы определяют комфортный уровень освещенности для человека, при чем для разных помещений эти значения будут отличаться.

Для определения освещенности помещения используются такие единицы измерения, как люксы и люмены, но в большинстве своем люди привыкли различать лампы по их мощности, которая измеряется в Ваттах

Но необходимо принимать во внимание, что при одинаковой мощности световые потоки от ламп разных типов будут различаться

Однако не будем глубоко погружаться в науку, так как расчетом освещенности должны заниматься специалисты, а рассмотрим упрощенный метод, которым могут пользоваться рядове покупатели при выборе осветительного устройства.При помощи приведенной ниже таблицы, можно прикинуть, сколько ватт нужно на один квадратный метр квартиры с высотой потолка до 3-х метров.

Так же читайте: виды светодиодных ламп 

Приміщення

Тип лампи

Потужність на квадратний метр (Вт/м2)

Приміщення, де використовується приглушене світло (100-150 люкс).

Приклад приміщення – Спальня.

Лампа розжарення

10-12

Галогенна лампа

6-8

Люмінесцентна лампа

2,5-3

Світлодіодна лампа

1,5-2

Приміщення з середнім рівнем освітленості (150-200 люкс).

Приклад приміщення – Санвузол, коридор, кухня.

Лампа розжарення

15-18

Галогенна лампа

10-12

Люмінесцентна лампа

3,5-4,5

Світлодіодна лампа

2-3

Приміщення з яскравою освітленістю (200-250 люкс).

Приклад приміщення – Вітальня, робочий кабінет, дитяча кімната.

Лампа розжарення

20

Галогенна лампа

13

Люмінесцентна лампа

5-5,7

Світлодіодна лампа

2,5-3,5

Для  получения представления о том, сколько ламп необходимо для освещения комнаты, необходимо умножить площадь комнаты (в квадратных метрах) на величину мощности (Вт/м2)  из строчки таблицы.Пример расчета:

Нужно осветить детскую комнату площадью 30 квадратных метров и высотой потолка 2,8 метра.

Первое что нужно для расчета, это определиться с источником света который будем использовать. Предположим Вы решили использовать люминесцентные лампы (которых в народе ещё называют «экономки»). Тогда общую освещенность на квадратный метр берем из таблицы как 5,2Вт/м2, и умножаем это значение на площадь помещения: 30х5,2 =156 Вт. Получается, что общая освещенность должна быть примерно такой, какую обеспечат лампы, суммарно потребляющие 156 Вт.

То есть, необходимо купить светильник (или несколько светильников) в котором установлено 10 люминесцентных ламп мощностью 15 Вт, или 7-8 ламп по 20 Вт.

Таким же образом можно просчитать необходимое количество галогенных или светодиодных ламп.

Если высота потолков в комнате более 3-х метров, общее число необходимых Вт/м2 нужно умножить минимум на 1,5. И если стены квартиры имеют темную окраску, количество ламп тоже рекомендуется брать с запасом.

Необходимо обратить внимание, что в таблице приведены нормы освещенности для помещения в целом. В некоторых случаях, требуется расчет специального местного освещения, например «рабочей зоны» и т.д

Нужно ли, на самом деле, измерять степень освещенности и что такое единица измерения света?

Ученые доказали, что тусклый или, наоборот, слишком яркий свет разрушают сетчатку человеческого глаза, из-за чего ухудшается острота зрения. Из-за разрушения сетчатки скорость и качество функционирования мозга снижаются. Недостаточное количество яркости увеличивает в людях сонливость, понижает работоспособность и ухудшает настроение

Следует учесть, что мы не берем во внимание ситуации, в которых тусклое свечение украшает обстановку: романтическое свидание, просмотр фильма и так далее. Насыщенный световой поток прибавляет сил, энергии, желания работать, тем самым быстрее утомляя человека

Единица измерения света установлена СанПиНом называют санитарные правила и нормы — данные, на которые нужно равняться при измерении освещенности. Замеры делаются для определения не только степени освещенности, но и уровня шума, пыли, загрязненности, вибрации. По мнению докторов, постоянный недостаток света на рабочем месте приводит к переутомлению сотрудников, ухудшению зрения и концентрации внимания. Рабочие становятся менее трудоспособными, что может вылиться в несчастный случай по невнимательности или другим причинам.

Помимо людей, от недостаточной освещенности страдают и другие живые организмы: растения, животные. Для быстрого развития и плодородного цветения растениям обязательно нужен мощный поток света. У животных из-за некачественного освещения могут появиться нарушения в росте и развитии, репродуктивной функции, наборе массы тела и может снизиться активность существа.

Единица освещенности

Перечень основных единиц измерения

На отечественном рынке представлена продукция производителей из разных стран, что объясняет определенную путаницу в терминах. Ниже приведены популярные единицы измерения освещенности совместно с формулами пересчета значений. Эти сведения пригодятся для корректного сравнительного анализа технических характеристик различных светильников.

Что такое «кандела»

Единица освещенности

Это классическая единица измерения освещенности. Канделой называют силу света в одну «свечу» (candela лат.), который излучает источник монохроматического излучения с рабочей частотой 540*1012 Герц. Энергетический потенциал такого потока составляет 1/680 Ватт на стерадиан (ст).

К сведению. Стерадианом называют телесный угол, который вырезает конусный луч на поверхности при размещении точечного источника в центре сферы. Угол раскрытия составляет приблизительно 65,5°.

Следует отметить! Приведенная частота соответствует зеленому цвету. Этот диапазон человеческий глаз способен фиксировать даже при минимальной интенсивности излучения. При работе с иными частями спектра делают необходимые коррекции.

Люмены и люксы

В люменах измеряют световой поток. Один лм создает точечный источник, который генерирует силу света в 1 канделу. Луч формирует раскрытие на 1 стерадиан. Объединяющая формула:

1лм = 1 кд * 1 ср.

Люкс, в свою очередь, равен яркости, которую создает на одном кв. метре ровной поверхности световой поток 1 люмен.

Единица освещенности
Люксы и люмены

Этот рисунок наглядно демонстрирует, что измеряется в лк и лм. Рядом показано изменение освещенности и размеров рабочей площади при разных положениях источника. Увеличение расстояния расширяет зону с одновременным уменьшением яркости светового пятна, которую определяют в люксах. Люмены нужны для оценки параметров светильника.

В реальных условиях проверяют пути прохождения лучей. Так, в пустом выставочном зале препятствия отсутствуют. Однако условия существенно изменяются после установки торговых стеллажей. Чтобы обеспечить видимость продукции на полках, приходится увеличивать мощность светильников либо выбирать оптимальные места крепления.

Единица освещенности
Освещение в супермаркете

Чтобы упростить расчеты, современные пользователи применяют специализированное программное обеспечение. С его помощью моделируют различные варианты размещения осветительных приборов с учетом расположения мебели, размеров оконных проемов, других важных факторов.

Люмен и ватт

Ранее рядовые потребители не задумывались о том, в каких единицах измеряется освещенность

При посещении магазинов обращали внимание только на Ватты. Однако в наши дни стандартная маркировка содержит необходимые для объективной оценки данные

Дело в том, что потребляемая мощность расходуется с разной эффективностью. Значительная часть излучения классических ламп накаливания расположена в невидимом инфракрасном диапазоне спектра. Дополнительным недостатком является паразитный нагрев, который увеличивает затраты на поддержание комфортных условий в летний период. Высокотемпературное воздействие быстро разрушает прочнейшие вольфрамовые нити.

Менее критичные рабочие режимы созданы изобретателями газоразрядных ламп. Эта особенность объясняет продление срока службы. Основные недостатки:

  • хрупкая конструкция;
  • раздражающие и утомляющие пульсации;
  • необходимость особой утилизации ядовитых люминофоров.

Самые лучшие показатели обеспечивают современные светодиодные приборы. Они отличаются:

  • высокой яркостью при минимальном потреблении энергии;
  • гармоничным распределением спектра;
  • долговечностью, устойчивостью к механическим и другим внешним воздействиям.

Единица освещенности
Сравнение ламп разных типов

При одинаковой освещенности светодиодный прибор потребляет в 10-12 раз меньше электроэнергии, по сравнению с лампами накаливания. С учетом реального срока службы и сниженных эксплуатационных расходов инвестиции в новые изделия будут экономически целесообразными.

Кратные единицы люмена

Для удобства, кроме целых, применяют кратные значения измеряемых величин по стандарту СИ. К базовому наименованию добавляют приставки, которые обозначают соответствующую степень:

  • кило – 103;
  • мега – 106;
  • гига – 109.

Фотометр

Единица освещенностиФотометр – это прибор-измеритель освещенности. Свет поступает на фотодетектор, затем преобразуется в электрический сигнал и измеряется. Встречаются фотометры, работающие по другому принципу. В основном фотометры показывают уровень света в люксах, но есть и такие, которые используют другие единицы. Те фотометры, которые также называют экспонометрами, участвуют в определении выдержки и диафрагмы, тем самым помогая фотографам и операторам. Помимо того, фотометры применяют для определения уровня безопасной освещенности в других областях, например, в растениеводстве, в музеях, там, где необходимо поддерживать нужную освещенность.

Безопасный поток света на работе

Работая в темном или слабоосвещенном помещении, могут возникнуть различные проблемы со здоровьем, будь это ухудшение зрения, депрессия или другие физиологические и психологические нарушения. По этой причине на рабочем месте, в рамках правил охраны труда, включаются требования о минимальной безопасной освещенности. В конечный результат измерения, который выдает фотометр, входит площадь распространения света. Эти показатели обеспечивают достаточную освещенность всего помещения.

Световой поток и экспонаты музея

Единица освещенностиОт освещенности и силы потока от источника света зависит скорость, с которой будут ветшать и выцветать экспонаты музея. Работники музеев проводят работу по определению освещенности экспонатов. Это делается для того, чтобы убедиться в безопасном количестве светового потока на музейные единицы, а также для обеспечения достаточного уровня освещенности посетителям во время рассматривания экспоната.

Уровень освещенности можно измерить фотометром, что осуществить нелегко, так как его нужно устанавливать как можно ближе к экспонату, а это требует извлечения защитного стекла, выключения сигнализации и получения разрешения. Эту задачу облегчают другим способом, который часто используют сотрудники музея. Вместо фотометра применяют фотоаппарат, который не является заменой фотометра в ситуациях, где требуются более точные измерения найденной проблемы с освещением, но чтобы выявить отклонение от нормы вполне достаточно.

Определить экспозицию фотоаппаратом можно на основе показаний об уровне освещенности. Уровень освещенности экспозиции легко определить посредством нехитрых вычислений. Сотрудники музеев прибегают к формуле или пользуются таблицей, где экспозиция представлена в единицах освещенности. Производя вычисления, не нужно забывать о том, что камера поглощает некоторое количество света, поэтому следует это учитывать.

Световой поток в садоводстве и растениеводстве

Единица освещенностиПрежде чем обеспечить растение светом, который необходим для фотосинтеза, нужно знать, сколько требуется его каждой культуре. Садоводам и растениеводам это известно. Они измеряют уровень освещенности, чтобы удостовериться в том, что каждое растение получает необходимое ему количество света. Часто для таких процедур применяются фотометры.

Фотометры также широко применяются в лабораторной практике. Например, определяется спектр образцов, с помощью которых устанавливается химический состав. К особому классу таких приборов относится пламенный фотометр. Он выявляет в образцах щелочные металлы, такие как натрий, литий, калий. Чтобы их обнаружить, нужно сжечь образец при высокой температуре и с помощью фотометра проанализировать спектр пламени. Данная задача другими способами решается гораздо труднее.

Современные фотометры преобразуют световое излучение в электрические импульсы, они регистрируются по принципу амперметра и вольтметра, а после конвертируются в компьютерный формат.

Фотометр — это прибор, охватывающий многие области знаний, такие как химия, молекулярная биология, физика, материаловедение и другие. Фотометр широко применяется в промышленности, в лазерной и оптической продукции. Помимо химической лаборатории, фотометр находит применение в лабораториях судебно-медицинской экспертизы.

Таким образом, из вышеизложенного вы узнали о единицах измерения света, что лампы лучше покупать с указанным числом люменов, что понятия освещенности и яркости разнятся, а количество света можно измерить специальным прибором.

Коэффициент теплоотдачи для разных материалов

Теплообмен в материалах с высоким коэффициентом теплоотдачи происходит более интенсивно, чем в материалах с низким коэффициентом. Величина коэффициента зависит от свойств материала, его температуры, площади, которая передает тепло, и от других условий.

Оконный кондиционер — хороший пример устройства, в котором установлены очень эффективные теплообменники. При охлаждении они используют процесс изменения агрегатного состояния вещества. Когда жидкость преобразуется в газ, она потребляет большое количество тепла, и забирает это тепло из комнаты, таким образом охлаждая ее.

Коэффициент теплоотдачи зависит также от количества наслоений, налета и осадочных материалов на поверхности — обычно снаружи и внутри труб теплообменников. Это может быть либо просто загрязнением, в случае с налетом, либо обрастанием — при биологическом обрастании объекта микроорганизмами или моллюсками. Налет обычно образуется из-за коррозии, или когда растворенный в жидкости осадок оседает на поверхности теплообменников. Иногда эти примеси в жидкости обусловлены ее загрязнением, а иногда они являются частью жидкости, например, это могут быть растворенные в воде соли.

Части теплообменника, которые должны хорошо или, наоборот, плохо проводить тепло, сделаны из материалов, которые обычно подбирают по их теплопроводности. В некоторых случаях теплопроводность — не самый главный критерий, по которому выбирают эти материалы. Иногда цена и легкость изготовления деталей из того или иного материала играют большую роль в выборе. Так, например, несмотря на то, что у алюминия более низкая теплопроводность, чем у меди, радиаторы в автомобилях сейчас в основном изготавливают из алюминия, благодаря его низкой цене. Так было не всегда — раньше радиаторы делали из меди, и сейчас такие радиаторы до сих пор можно заказать у некоторых производителей.

Конденсационный теплообменник оконного кондиционера. Конденсатор охлаждается вентилятором, и при этом газообразный хладагент внутри конденсируется и превращается в жидкость. Теплообмен в этом случае происходит с окружающей средой, в которую и выделяется тепло из помещения.

Кроме цены, неудобство в использовании меди еще и в том, что изделия из нее тяжелее, чем изделия из алюминия. Это имеет значение, например, для гоночных автомобилей. При принятии решения о том, из чего делать радиатор, стоит взвесить все достоинства алюминия и меди, а не основываться только на их теплопроводности.

Учет коэффициента отражения поверхностей

Отделочные материалы неодинаково поглощают свет, степень отражения зависит от цвета и фактуры поверхности. Это свойство влияет на общий уровень освещённости помещения, поэтому после расчётов вносят корректировки.

Поверхности имеют определённый коэффициент отражения, который приблизительно делят на пять групп:

  1. 70% — белый цвет.
  2. 50% — другие светлые тона.
  3. 30% — серый.
  4. 10% — тёмные цвета.
  5. 0% — чёрный.

Обычно выбирают отделочные материалы разных цветов (напольное покрытие, обои, натяжное полотно). Чтобы упростить подсчёты, сначала находят средний коэффициент отражения. Для этого складывают числа, которые характеризуют стены, пол и потолок, а затем делят на 3.

Например, в комнате белое натяжное полотно, бледные обои на стенах и средней темноты паркет. Вычисляем:

70% + 50% + 30% = 150%

150% / 3 = 50%, или 0,5.

При дальнейших расчётах значение светового потока для лампочки умножается на 0,5. Например, если выбирают LED-приборы с номинальным показателем 560 люмен, в формулу нужно подставлять 280 Лм.

Сила света

Безусловно, свет от разных источников распространяется не равномерно. Один светильник бьет очень узким пучком света, а другой наоборот максимально широким.

Но если сравнить их паспортные данные, оба они могут иметь одновременно одинаковое количество люмен.

Именно поэтому ориентироваться только на люмены, в корне не правильно.

Например, при покупке светильника через интернет, можно получить вовсе не то освещение, на которое изначально рассчитывали.

Еще раз запомните, световой поток показывает только КОЛИЧЕСТВО света, без учета направления его распространения.

Поэтому здесь еще нужно учитывать и другую характеристику – силу света. Что это такое?

Это величина светового потока разделенного на телесный угол, внутри которого он распространяется.

Проще говоря, если световой поток это количество света, то сила света – это его ”плотность”.

Измеряется сила света в канделах – Кд.

1 кандела – это 1 люмен распространяющийся в пределах конуса с углом в 65 градусов.

Чтобы визуально представить себе силу в 1 канделу, посмотрите опять же на обыкновенную свечу. Именно поэтому определение кандела произошло от латинского слова ”candela” – что в переводе означает свеча.

Кстати, теоретически человеческий глаз может увидеть свет от такого источника на расстоянии почти 50км!

Однако из-за кривизны поверхности земли, данное расстояние фактически сокращается до 5км.

Сила света в музеях

Сотрудники музеев измеряют силу света в музейных помещениях, чтобы определить оптимальные условия, позволяющие посетителям рассмотреть выставленные работы, и в то же время, обеспечить щадящий свет, наносящий как можно меньше вреда музейным экспонатам. Музейные экспонаты, содержащие целлюлозу и красители, особенно из натуральных материалов, портятся от продолжительного воздействия света. Целлюлоза обеспечивает прочность изделий из ткани, бумаги и дерева; часто в музеях встречается много экспонатов именно из этих материалов, поэтому свет в экспозиционных залах представляет большую опасность. Чем сильнее сила света, тем больше портятся музейные экспонаты. Кроме разрушения, свет также обесцвечивает материалы с целлюлозой, такие как бумага и ткани, или вызывает их пожелтение. Иногда бумага или холст, на которых написаны картины, портятся и разрушаются быстрее, чем краска. Это особенно проблематично, так как краски на картине восстановить проще, чем основу.

Единица освещенности
Париж, Версаль

Вред, наносимый музейным экспонатам, зависит от длины световой волны. Так, например, свет в оранжевом спектре наименее вреден, а синий свет — самый опасный. То есть, свет с большей длиной волны безопаснее, чем свет с более короткими волнами. Многие музеи используют эту информацию и контролируют не только общее количество света, но и ограничивают синий свет, используя светло-оранжевые фильтры. При этом стараются выбирать фильтры настолько светлые, что они хоть и фильтруют синий свет, но позволяют посетителям в полной мере насладиться работами, выставленными в экспозиционном зале.

Важно не забывать, что экспонаты портятся не только от света. Поэтому трудно предсказать, основываясь только на силе света, как быстро происходит разрушение материалов, из которых они сделаны

Для долгосрочного хранения в музейных помещениях необходимо не только использовать слабое освещение, но и поддерживать низкую влажность, а также низкое количество кислорода в воздухе, по крайней мере, внутри выставочных витрин.

Табличка, запрещающая фотографирование со вспышкой

В музеях, где запрещают фотографировать со вспышкой, часто ссылаются именно на вред света для музейных экспонатов, особенно ультрафиолетового. Это практически необоснованно. Так же как и ограничение всего спектра видимого света намного менее эффективно, по сравнению с ограничением синего света, так и запрет на вспышки мало влияет на степень повреждения экспонатов светом. Во время экспериментов исследователи заметили небольшие повреждения на акварели, вызванные профессиональной студийной вспышкой только после более миллиона вспышек. Вспышка каждые четыре секунды на расстоянии 120 сантиметров от экспоната практически равносильна свету, который обычно бывает в экспозиционных залах, где контролируют количество света и фильтруют синий свет. Те, кто фотографируют в музеях, редко используют такие мощные вспышки, так как большинство посетителей — не профессиональные фотографы, и фотографируют на телефоны и компактные камеры. Каждые четыре секунды вспышки в залах работают редко. Вред от испускаемых вспышкой ультрафиолетовых лучей также в большинстве случаев невелик.

Нормы освещенности жилых помещений

Важно поддерживать оптимальный уровень освещенности. В тёмной комнате приходится сильно напрягать глаза, что неприятно и вредно для зрения. Но слишком яркие лампочки тоже не комфортны и не полезны

Но слишком яркие лампочки тоже не комфортны и не полезны.

Уровень освещённости в комнате можно измерить и оценить. Стандартная единица для этого — люкс (Лк). Разработаны государственные нормативы по освещённости для различных зон и помещений, в том числе жилых. Согласно СП 52.13330.2011 и СНиП 23-05-95 для квартир и частных домов стандарты такие (в Лк на 1 кв м):

  1. Самые высокие показатели у кабинетов и подсобных помещений — 300.
  2. В детских тоже должно быть светло, но уровень уменьшается до 200.
  3. В остальных жилых комнатах, на кухне, в гостиной и спальне необходим средний уровень — 150.
  4. В гардеробных достаточно более тусклого света — 75.
  5. В коридорах, прихожих, туалетах и ванных — 50.

Единица освещенности

Сила света в музеях

Сотрудники музеев измеряют силу света в музейных помещениях, чтобы определить оптимальные условия, позволяющие посетителям рассмотреть выставленные работы, и в то же время, обеспечить щадящий свет, наносящий как можно меньше вреда музейным экспонатам. Музейные экспонаты, содержащие целлюлозу и красители, особенно из натуральных материалов, портятся от продолжительного воздействия света. Целлюлоза обеспечивает прочность изделий из ткани, бумаги и дерева; часто в музеях встречается много экспонатов именно из этих материалов, поэтому свет в экспозиционных залах представляет большую опасность. Чем сильнее сила света, тем больше портятся музейные экспонаты. Кроме разрушения, свет также обесцвечивает материалы с целлюлозой, такие как бумага и ткани, или вызывает их пожелтение. Иногда бумага или холст, на которых написаны картины, портятся и разрушаются быстрее, чем краска. Это особенно проблематично, так как краски на картине восстановить проще, чем основу.

Париж, Версаль

Вред, наносимый музейным экспонатам, зависит от длины световой волны. Так, например, свет в оранжевом спектре наименее вреден, а синий свет — самый опасный. То есть, свет с большей длиной волны безопаснее, чем свет с более короткими волнами. Многие музеи используют эту информацию и контролируют не только общее количество света, но и ограничивают синий свет, используя светло-оранжевые фильтры. При этом стараются выбирать фильтры настолько светлые, что они хоть и фильтруют синий свет, но позволяют посетителям в полной мере насладиться работами, выставленными в экспозиционном зале.

Важно не забывать, что экспонаты портятся не только от света. Поэтому трудно предсказать, основываясь только на силе света, как быстро происходит разрушение материалов, из которых они сделаны

Для долгосрочного хранения в музейных помещениях необходимо не только использовать слабое освещение, но и поддерживать низкую влажность, а также низкое количество кислорода в воздухе, по крайней мере, внутри выставочных витрин.

Табличка, запрещающая фотографирование со вспышкой

В музеях, где запрещают фотографировать со вспышкой, часто ссылаются именно на вред света для музейных экспонатов, особенно ультрафиолетового. Это практически необоснованно. Так же как и ограничение всего спектра видимого света намного менее эффективно, по сравнению с ограничением синего света, так и запрет на вспышки мало влияет на степень повреждения экспонатов светом. Во время экспериментов исследователи заметили небольшие повреждения на акварели, вызванные профессиональной студийной вспышкой только после более миллиона вспышек. Вспышка каждые четыре секунды на расстоянии 120 сантиметров от экспоната практически равносильна свету, который обычно бывает в экспозиционных залах, где контролируют количество света и фильтруют синий свет. Те, кто фотографируют в музеях, редко используют такие мощные вспышки, так как большинство посетителей — не профессиональные фотографы, и фотографируют на телефоны и компактные камеры. Каждые четыре секунды вспышки в залах работают редко. Вред от испускаемых вспышкой ультрафиолетовых лучей также в большинстве случаев невелик.

Важные моменты

Чтобы сделать профессиональный расчет уровня освещенности и количество необходимых люменов, следует в обязательном порядке учитывать следующие моменты:

  • тип лампы;
  • высота, на которой будет размещен осветительный прибор;
  • тип светильника;
  • его расположение в помещении касательно вертикальной плоскости. Здесь следует оценивать коэффициент полезного действия осветительного устройства;
  • светоотражающие характеристика материала, которым производилась внутренняя отделка помещения: стен, пола и потолка.

При определении светоотражающей способности стен, потолка и пола необходимо помнить, что чем светлее комната будет, тем выше станет величина светоотражения:

  • если потолок и стены выполнены в светлых тонах, то коэффициент светоотражения составит примерно 0,7;
  • при оформлении помещения светлыми, бежевыми и светло-серыми фасадными красками данный коэффициента составит примерно 0,5-0,6;
  • для темных цветов – 0,3;
  • при оформлении комнаты черным гранитом или мраморов, коэффициент отражения составит примерно 0,1.

Для расчета оптических характеристик помещения, используют параметр КПД и специальные унифицированные таблицы.

Они смогут быстро произвести необходимые подсчеты, исключив возможные ошибки или погрешности.

Единицы измерения

Рассмотрим подробнее, в каких единицах измеряется освещенность. В Международной системе единиц (СИ) освещенность измеряется в люксах. Также существует единица для измерения светового потока в системе СИ — люмен.

Разберемся в этих единицах и ответим на вопрос, что такое люксы и люмены. Для этого рассмотрим еще одну единицу, принятую в системе СИ. Это единица измерения силы света — кандела. С латыни на русский ее название переводится как свеча.

Единица освещенности

Свет, испускаемый одной свечой, равен одной канделе. Более точное определение этой единицы звучит как «сила света от источника, испускающего в требуемом направлении электромагнитное излучение частотой 540000000000000 Гц, с небольшим разбросом частот, мощность света в требуемом направлении которого составляет 1/683 Вт на стерадиан».

Основные выводы

Таким образом, при организации освещения в доме, офисе или на производстве нужно учитывать такие показатели, как Люмен и Люкс. Отличие между ними в том, что первая величина указывает на световой поток осветительного устройства, а вторая – на уровень освещенности небольшого участка поверхности. Количество Лм всегда указывается на упаковке лампочки. Чтобы определить количество Люксов, количество Люмен нужно разделить на площадь в м². Перевести Люксы в Люмены можно по такой формуле: Лк х м² = Лм. Для проведения расчетов нужно знать норму освещенности для разных типов помещения и его площадь. Потом остается только приобрести необходимое количество лампочек.

ПредыдущаяОсвещение в квартиреКак правильно организовать и распределить освещение в квартиреСледующаяОсвещение в квартиреЧто такое люмен и световой поток

Заключение

При проектировании систем освещения учитываются разные факторы, например, стробоскопический эффект, который может привести к травмам на производстве из-за невозможности определить, вращаются ли детали станка или остаются неподвижными.

Также нужно обращать внимание на энергоэффективность и ремонтопригодность светильников. Ошибки на этом этапе проектирования со временем могут вылиться в значительные финансовые затраты

Предыдущая
ОсвещениеИдеи для изготовления кованных фонарей из металла своими руками
Следующая
ОсвещениеКогда должно автоматически включаться эвакуационное освещение

Спасибо, помогло!Не помогло

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: