Требования к электроприводам лифтов

Установки с бесконтактной аппаратурой управления

5.5.19. При применении бесконтактной аппаратуры для управления лифтами должны быть соблюдены условия, оговоренные в 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Сложные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, при этом:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой блоков, допускающей работу этого лифта независимо от состояния других лифтов и их блоков;

2) должна быть предусмотрена возможность легкого отсоединения блоков лифта без нарушения работы остальных лифтов.

5.5.21. Блоки питания системы управления с логическими элементами должны иметь защиту от КЗ, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть построена так, чтобы при КЗ, перегрузке или снижении напряжения в одной выходной цепи отключались все выходные цепи блока питания.

5.5.22. Если общая точка системы управления с логическими элементами не заземлена, в блоке питания необходимо предусмотреть контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующей сигнализацией.

5.5.23. Блоки питания должны допускать дистанционное включение и отключение.

5.5.24. Станции управления лифтами, собираемые из отдельных блоков, должны быть снабжены аппаратурой, указывающей прохождение основных сигналов, или гнездами, позволяющими присоединять измерительную аппаратуру для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкции станций управления и комплектных устройств должны обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и входным рядам зажимов.

5.5.26. При установке станций управления в шкафах не рекомендуется устанавливать какую-либо аппаратуру, кроме сигнальной, на дверях шкафов.

5.5.27. Цепи кнопок, ключей управления, путевых и конечных выключателей должны быть гальванически разделены. Разделение может быть произведено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых предназначены для работы в цепях с малыми токами.

5.5.28. Цепи напряжением 220 В и выше должны прокладываться отдельно от цепей напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и присоединяться к отдельным, специально выделенным рядам зажимов или разъемным контактным соединителям.

Где заказать качественные лифтовые двигатели и комплектующие к ним

Наша компания специализируется на производстве и продаже высококачественных элементов лифтовых систем, а также комплектующих и запчастей из полиуретана и других материалов. Нашими клиентами являются ведущие производители лифтовых систем страны, и благодаря обширному опыту и постоянному совершенствованию, мы можем реализовывать проекты любой сложности и объема.

Специально для вас, мы разработаем и создадим лифтовые электродвигатели различного размера и мощности. При этом наши специалисты будут готовы осуществить монтаж созданных изделий и окажут помощь по ее дальнейшему сервисному обслуживанию. Если же вы еще не до конца определились с выбором или не знаете каких-то особенностей, просто свяжитесь с нами любым удобным для вас способом, и опытные менеджеры проконсультируют вас по интересующему вопросу, помогут принять верное решение и позаботятся о том, чтобы вы остались довольны своим выбором.

К каждому покупателю мы стремимся отыскать индивидуальный подход, а у нас на сайте вы сможете отыскать информацию о разнообразных товарах, возможностях и развернутые описания тех или иных изделий. Впрочем, мы разрабатываем индивидуальные решения для каждого клиента, так что если вы используете или собираетесь использовать нетипичное оборудование, мы сможем помочь вам в максимально быстром и качественном решении возникших проблем.

Для нас важно, чтобы приобретенные товары отлично справлялись со своим прямым назначением, гарантировали комфорт и безопасность на протяжении всего срока эксплуатации, ведь от этого зависят жизни людей и удобство работы обслуживающего персонала. Мы знаем, как важно, чтобы все детали взаимодействовали, словно один слаженный механизм, и легко достигаем таких результатов

Источник

Область применения, определения

5.5.1. Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование лифтов (подъемников) напряжением до 600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемых в жилых и общественных зданиях, в промышленных предприятиях и других сооружениях. В остальном лифты (подъемники) должны отвечать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора России.

Настоящие Правила не распространяются на лифты (подъемники), устанавливаемые во взрывоопасных помещениях, в шахтах, горной промышленности, на судах и иных плавучих сооружениях, на самолетах и других летательных аппаратах, а также на лифты специального назначения.

5.5.2. Лифтом (подъемником) в настоящих Правилах называется подъемное устройство, предназначенное для перемещения людей и груза в кабине или на платформе, движущихся в жестких вертикальных направляющих при помощи подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосредственно или через редуктор, связанный с ним жесткой или упругой муфтой.

5.5.3. Групповой лифтовой установкой в настоящих Правилах называется установка, состоящая из нескольких лифтов, имеющих машинное помещение и связанных между собой общей системой управления.

Электродвигатели для привода лифтов

Требования к электроприводам лифтов

Назначение. Область применения

Электродвигатели для привода лифтов предназначенны для привода лебедок пассажирских, грузопассажирских и грузовых лифтов в жилых, административных и промышленных зданиях. Электродвигатель представляет собой трехфазный асинхронный двухскоростной малошумный двигатель с короткозамкнутым ротором.

Дополнительные символы в условном обозначении электродвигателей для лифтов обозначают: после указания серии базового двигателя, перед значением высоты оси вращения: Н — в защищенном исполнении с самовентиляцией; Ф — в защищенном исполнении с принудительной вентиляцией; П — в пристроенном исполнении. после обозначения кол-ва полюсов, перед значением климатического исполнения (УХЛ4): Н — в малошумном исполнении; Л — для привода лифтов; Б — со встроенным датчиком температурной защиты.

Пример обозначения электродвигателей для привода лифтов: 5АФ200МВ4/24 УХЛ4, АНП180SB6/24НЛБ УХЛ4

Условия эксплуатации

Двигатели изготовлены в климатическом исполнении УХЛ4 по ГОСТ 15150 и эксплуатируются в следующих условиях: верхний предел рабочей температуры + 40° С; нижний предел рабочей температуры + 1° С; при максимальной относительной влажности до 80 % при 25° С. Электродвигатели рассчитаны на эксплуатацию при вибрации от внешних источников с ускорением до 0,5g с частотой до 35 Гц и способны выдержать сейсмические удары с ускорением до 3g.

Напряжение и частота

Электродвигатели для привода лифтов работают от сети переменного тока частоты 50 Гц напряжением 380 В. По заказу электродвигатель может быть изготовлен на другие стандартные напряжения и на частоту 60 Гц. Эксплуатация возможна при отклонениях значения напряжения и частоты, предусмотренных ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1).

Источник

Уровень шума лифтовых электродвигателей и работа с ним

Важным параметром для лифта, работающего в жилом помещении, в непосредственной близости от квартир, офисов или торговых помещений, является уровень шума, издаваемый техникой. Сами по себе двигатели различаются по уровню шума, однако если возникает необходимость в реализации более тихих решений, тогда разработчик может использовать роторы особых конструкций, а также малошумные подшипники, значительно снижающие уровень вибраций и продлевая тем самым срок службы всей конструкции. Для снижения шума существует целый ряд специальных технических решений, варьирующихся в зависимости от конкретного двигателя и ситуации.

Говоря про уровень шума, стоит отметить, что в зависимости от режима работы двигателя он может меняться и отличаться в стационарном и переходном режимах работы. Впрочем, для двигателей, предназначенных для стандартных пассажирских лифтов, уровень шума варьируется в пределах 60-72 дБ, а в чуть более мощных моделях от 62 до 78 дБ.

Важно понимать, что поскольку лифты осуществляют электромагнитное торможение, то в процессе данного явления возникает так называемый магнитный шум, представленный характерным, резким и неприятным звуком. Для снижения его громкости, магнитную систему двигателя делают ненасыщенной

Что же касается шума, возникающего из-за смещения воздушных потоков под воздействием движения кабины лифта, то для его уменьшения используются особые вентиляторы со специальной конструкцией.

Лифтовые холлы

Стоит еще немного рассказать отдельно про лифтовые холлы в свете требований законодательства, противопожарных норм:

  • В статье 88 ФЗ-123 указывается, что цеха, имеющие категории А, Б по взрывопожарной опасности, необходимо отделять от других отсеков объекта, в том числе лифтовых холлов, преградами с тамбурами, имеющими постоянный воздушный подпор.
  • СП 54.13330.2016 – в лифтовых холлах жилых многоквартирных домов необходимо устанавливать двери со светопрозрачным остеклением из армированного стекла.
  • СП 118.13330 указывает, что в общественных зданиях ширина холлов лифтов для пассажиров выполняется не меньше 2 м при расположении лифтов в один ряд, а глубина лифтовой кабины не больше 1,5 м; 2, 5 м – при глубине 1, 5–2 м; 1, 3 глубины кабины, если она больше 2 м.

При расположении лифтов в два ряда ширина лифтового холла принимается не меньше удвоенной глубины кабины.

Электрооборудование машинного помещения

5.5.9. Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.

Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания электрических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.

5.5.10. В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:

1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должны быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного помещения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели с одной боковой стороны — до 0,5 м.

Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене машинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управления.

2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.

3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.

5.5.11. На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен вводный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.

5.5.12. В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.

Охлаждение и способы борьбы с перегревом

Важным параметром безопасности работы лифтовых электродвигателей, является постоянный перегрев в процессе работы. Это достаточно сложная проблема, для борьбы с которой существует несколько действенных решений. По типу вентиляции электродвигатели делятся на два основных типа – 5AH, или же изделия с самовентиляцией и 5АФ – конструкции с принудительной вентиляцией. Второй вариант имеет встроенный датчик температур, при достижении им определенных параметров автоматически активируется система охлаждения.

При этом абсолютно все двигатели подобного плана защищены с помощью автоматических выключателей с тепловыми распределителями, которые необходимы для того, чтобы защитить систему от потенциально возможного короткого замыкания. Что же до обычного перегрева, он возникает из-за неравномерного характера нагрузок. Очевидно, что чем более активно эксплуатируется сам лифт за определенный промежуток времени, тем выше вероятность возникновения проблем из-за переизбытка тепла. В целом, использующиеся в современных лифтовых двигателях решения для борьбы с перегревом являются достаточно эффективными, и в случае достижения определенной температуры просто отключат двигатель, гарантируя его сохранность и работоспособность после остывания.

Пожарная сигнализация в лифте

Вопрос: Нужна ли пожарная сигнализация в лифте?

По нормам – ни в машинном отделении, ни в шахте лифта, ни в кабине сигнализация не нужна.

В машинном отделении, потому что это В4, о чем есть прямое указание в СП 5.13130 по сигнализации; в кабине и шахте – они нигде не упоминаются в нормах. Так что на это вопрос можно и развернуто ответить, а можно кратко – нет, не нужна.

Пожарные извещатели в кабине лифта иногда монтируют компании производители, которые входят в систему пожарной сигнализации – это совокупность систем безопасности здания и установки обнаружения очага возгорания, смонтированной внутри лифтовой кабины. Обычно состоит из дымового пожарного извещателя в защищенном исполнении, смонтированного за подвесным потолком пассажирской кабины.

Блок управления лифтами, подключенный к системам пожарной сигнализации объекта, позволяет при срабатывании отправлять управляющий сигнал для принудительного опускания лифтовой кабины на 1 этаж здания, блокировки ее для дальнейшего использования во время пожара.

Виды сигнализации, которые устанавливают внутри строительного объекта, оснащенного лифтами, зависят от его назначения, основного вида пожарной нагрузки. Чаще всего это комплекс приемно-контрольных приборов с датчиками дыма, подсоединенных к централизованной панели управления, установленной в помещении диспетчерской (пожарного поста).

ВАЖНО: шахта лифта, по сути, является трубой, по которой открытый огонь и ядовитые дымовые газы могут чрезвычайно быстро распространиться по всем этажам строительного объекта, если не будет обеспечена комплексная пожарная безопасность лифта. Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Комплекс противопожарных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности лифтов

Выделение лифтовых шахт, машинных отделений, лифтовых холлов, тамбуров противопожарными преградами с огнестойким заполнением проемов в них как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, эксплуатации зданий.

Блокировка управляющей аппаратуры лифтового оборудования с системами сигнализации, противодымной защиты для оперативной доставки кабины лифта на первый этаж здания для эвакуации пассажиров, невозможности дальнейшего использования до ликвидации пожара.

Соблюдение противопожарного режима на путях эвакуации в зонах лифтовых холлов.

Заключение руководителями объектов договоров со специализированными предприятиями, осуществляющими технический сервис лифтового оборудования, систем пожарной автоматики.

Организация постоянного диспетчерского контроля за работоспособностью лифтов.

Освещение

5.5.14. Кабина и шахта при сплошном ее ограждении для лифтов (подъемников) всех типов, за исключением малых грузовых, а также машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями, шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к помещению верхних блоков и к приямку, должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением. Питание электрического освещения, кроме освещения кабины, должно производиться от сети внутреннего освещения здания. Освещение глухих шахт подъемников с автоматическими дверями допускается осуществлять путем установки одной лампы на кабине и одной лампы под кабиной подъемника.

Освещенность в шахтах должна составлять не менее 5 лк.

В остекленных или огражденных сетками шахтах выполнение стационарного освещения является необязательным, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри шахты.

5.5.15. В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины должно быть установлено по одной или более розеток для переносной лампы напряжением не выше 42 В.

5.5.16. Лампы освещения кабины и шахты при питании освещения от первичной цепи электродвигателя должны быть включены в сеть до вводного рубильника или автоматического выключателя электродвигателя лифта (подъемника).

При наличии в кабине резервного освещения до 42 В допускается включение основного освещения кабины после вводного рубильника или автоматического выключателя.

5.5.17. Выключатель для включения освещения кабины и шахты должен устанавливаться в машинном помещении. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом допускается выполнять так, чтобы оно включалось при открытой двери шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрытия дверей шахты. Допускается также использовать для включения освещения кабины переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу, при этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель должен устанавливаться в запертом шкафу на основном посадочном этаже.

Электродвигатели для лифтов – принципы работы и особенности конструкции

Требования к электроприводам лифтов

Основным элементом конструкции любого, как пассажирского, так и грузового лифта, является специализированный электродвигатель.

Для решения данной задачи, как правило, используются специальные модели с короткозамкнутым ротором и высотой оси вращения от 16 до 225 мм.

Электродвигатели устанавливают в специальных технических помещениях, располагающихся над верхними этажами зданий. Там на цилиндрический конец вала надевается лебедка, за счет которой и происходит подъем и спуск лифта. При этом сами двигатели могут иметь как один, так и два конца вала. Чаще всего используются именно двухконцевые модели, так как их основное удобство заключается в том, что в момент аварийной остановки лифта где-то между этажами, с помощью второго конца можно поднять или опустить кабину на нужный уровень вручную, быстро освободив застрявших людей. Что же касается мощности подобных устройств, то она начинается с 3 кВт и редко превышает 17,5 кВт.

Впрочем, важно отметить, что с технической точки зрения, лифтовые электродвигатели обладают совершенно уникальной конструкцией, так как в отличие от большинства других схожих устройств, применяемых в производстве и промышленности, поддерживают высокую частоту включений, до 240 включений в час. Большинство электродвигателей не способны на подобное, а те особые модели, которые используются в промышленных станках и позволяют реализовать даже большую частоту пусков, характеризуются повышенной скоростью разгона и уменьшением маховой массы

Тем не менее, такая технология не может быть применена к работе лифтов, так как для их правильной и комфортной работы, ускорение при разгоне и торможении должно иметь жесткие ограничения.

Этапы работы лифтовых электродвигателей

  • Запуск, при котором сам двигатель начинает работать на максимально возможной частоте вращения.
  • Непосредственная работа на установленной высшей частоте вращения.
  • Торможение обмоткой на низшей частоте вращения.
  • Работа на низшей частоте вращения.
  • Пауза до следующего запуска.

Разумеется, самым уязвимым моментом работы подобных двигателей являются частые запуски во время часов пик, и именно поэтому их производители стараются усилить конструкцию, защитив ее от излишних перегревов.

Еще одним важным параметром системы является скорость подъема кабины. Впрочем, для пассажирских лифтов она строго ограничена определенными показателями, а грузовые модели движутся еще медленнее в целях безопасности. В целом, стандартные пассажирские лифты обычно перемещаются со скоростью 0,5 м/с, и этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы обеспечить оперативную транспортировку даже в очень высоких зданиях. Более низкую скорость часто устанавливают в обзорных лифтах с прозрачными стенами, для того чтобы сформировать комфортную атмосферу при перемещении и не пугать людей высокой скоростью подъема или спуска.

В зависимости от конкретной модели, электродвигатели имеют различные соотношения частот вращения. Для моделей, которые движутся со скоростью меньше 1 м/с стандартными являются соотношения 1:3 или 1:4, а вот для более быстрых моделей подходят такие соотношения скоростей, как 1:6 или 1:9. Повышение разницы соотношения скоростей увеличивает точность остановки, что бывает особенно актуально на крупных производственных предприятиях в грузовых или, например, в больничных лифтах.

Нормы правил пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещают на защищаемых объектах:

  • Устанавливать в лифтовых холлах объекты розничной торговли – киоски, ларьки, а также устраивать подсобные, складские помещения, организовывать хранение горючих материалов.
  • Размещать в лифтовых холлах оборудование, изделия, а также производственные отходы, мусор.

Руководитель организации должен обеспечить незадымляемость лифтовых холлов, что используются как безопасные зоны для граждан, ограниченных в возможности самостоятельного передвижения. Это достигается поддержанием в исправном состоянии строительных преград огню, заполнений в них, систем противодымной защиты; наличием средств защиты дыхания, связью с помещением пожарного поста, размещением знаков ПБ, указывающих направление движения.

Довольно много противопожарных требований изложено в «Техническом регламенте о безопасности лифтов», касающихся документального сопровождения, включая наличие сертификатов пожарной безопасности, использования, технического лифтового оборудования; а также диспетчерского контроля за их работоспособностью, методах безопасной эвакуации пассажиров из кабин.

Электропроводка и токоподвод к кабине

5.5.6. Электропроводка в машинном помещении, шахте лифта (подъемника) и кабине должна соответствовать требованиям гл. 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям:

1. Электропроводка должна выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой или равноценной ей изоляцией; применение силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги не допускается.

2. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм² для медных жил и 2,5 мм² для алюминиевых жил.

На участках цепей управления от этажных рядов зажимов и рядов зажимов на кабине до аппаратов, устанавливаемых в шахте и на кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопасность пользования лифтом или подверженных частым ударам и вибрации, должны применяться провода и кабели с медными жилами. При применении проводов и кабелей с медными многопроволочными жилами сечение их может быть снижено: в цепях присоединения аппаратов безопасности до 0,5 мм², в остальных цепях до 0,35 мм².

3. Внутренний монтаж лифтовых аппаратов и комплектных устройств должен выполняться медными проводами.

4. Концы проводов должны иметь маркировку согласно проекту.

5.5.7. Токоподвод к кабине, а также к противовесу в случае установки на нем выключателя-ловителя или других аппаратов должен выполняться гибкими кабелями или гибкими проводами с медными жилами сечением не менее 0,75 мм², заключенными в общий резиновый или равноценный ему шланг.

В токоподводе должно быть предусмотрено не менее 5% резервных жил от общего числа используемых, но не менее двух жил.

Кабели и шланги должны быть рассчитаны на восприятие нагрузок от собственного веса. Допускается их усиление закреплением к несущему стальному тросу.

5.5.8. Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движении кабины исключалась возможность их зацепления за находящиеся в шахте конструкции и их механического повреждения. При применении для токоподвода нескольких кабелей или шлангов они должны быть скреплены между собой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: