Управление приводом грузового лифта

Основные элементы лифта

К ним относятся:

  • Кабина. Она бывает трех видов – каркасная, самонесущая или же панорамная. Верхняя часть любой кабины оснащена «ловушками торможения» – специальными устройствами безопасности.
  • Стальные тросы. С их помощью кабина крепится к приводному механизму лифта.
  • Лебедка. Она установлена в машинном отделении и обеспечивает движение лифтовой кабины вверх или вниз.
  • Противовесы. Обеспечивают балансировку кабины во время ее движения в шахте.
  • Ловители. Это устройства, предназначенные для экстренного удержания кабины лифта в шахте в случае обрыва тросов или каких-либо других аварийных ситуаций.
  • Ограничители скорости. Это один из основных элементов безопасности в конструкции. Если скорость движения кабины превышает установленную, то лифт автоматически останавливается.
  • Направляющие. Они имеют вид рельс, по которым движется кабина и противовесы лифта.
  • Амортизационные буфера. Их задача – смягчать удары во время остановки кабины.

Управление приводом грузового лифта

Помимо этого, любой лифт оснащен разнообразным электрооборудованием и станцией управления, которая контролирует работу всех механизмов машины.

Обеспечение безопасности лифтов

Оборудование подъемников должно выполняться таким образом, чтобы обеспечить их безопасную эксплуатацию. В особой степени это требование актуально при устройстве пассажирских лифтов. Во время разработки, производства и монтажа лифтового хозяйства учитывается целый ряд угроз, которые могут возникать при их эксплуатации.

Большое значение имеет пожарная безопасность, поскольку в лифте пассажиры находятся в условиях замкнутого пространства на ограниченной площади и не имеют возможности сразу покинуть его. Кабина вместе с ограждающими ее конструкциями должна быть изготовлена из негорючих материалов. Двери должны иметь огнестойкое исполнение. При монтаже современных лифтов предусматривается их оснащение специальным оборудованием, которое при отключении электроэнергии автоматически подает кабину на ближайший этаж и осуществляет аварийное открывание дверей. Это дает возможность пассажирам оперативно эвакуироваться. По нормативным требованиям такое оборудование должно обязательно применяться в схеме устройства лифтов, обслуживающих коммерческие и общественные объекты.

Также к числу основных угроз, которые могут возникать при эксплуатации лифтового хозяйства, относятся:

  • зажим пассажира дверьми лифта;
  • застревание кабины между этажами;
  • падение кабины;
  • падение пассажиров через открытые двери шахты.

Для защиты кабины от падения используются ловители, которые останавливают лифт при достижении предельной скорости. Также используются амортизаторы, которые позволяют смягчить ударное воздействие. При застревании лифта специальное устройство должно обеспечивает открытие дверей и блокировать движение кабины, чтобы пассажиры могли ее покинуть. Также освобождение пассажиров в таких ситуациях входит в обязанности персонала, обслуживающего лифтовое хозяйство. Перегруз лифта предотвращается его конструкцией, поскольку площадь кабины зависит от грузоподъемности и не позволяет вместить большее количество пассажиров, чем можно перевозить.

Принцип работы лифта в жилом доме предусматривает контроль открывания и закрывания дверей. На них устанавливаются инфракрасные датчики, которые контролируют нахождение пассажира в проеме и не позволяют дверям закрыться в этом случае. Также применяются специальные устройства, которые блокируют несанкционированное открытие дверей шахты, если на этаже не остановилась кабина.

Обслуживание лифтов

Проектный срок эксплуатации пассажирского лифта (по ГОСТу) составляет 25 лет. По истечении данного срока ходовая часть устройства тщательно проверяется соответствующей службой технического контроля. После диагностики делается заключение о дальнейшем сроке эксплуатации лифта. Чаще всего он не превышает трех лет.

Раз в два года каждый лифт должен проходить процедуру технического освидетельствования. Эксплуатация изношенной ходовой части противоречит правилам техники безопасности и чревата опасными инцидентами.

Оосновные признаки изношенности ходовой части лифта:

  • Металлический скрежет во время движения.
  • Неравномерно движение лифтовой кабины.
  • Наклон кабины в сторону от вертикального положения.
  • Вибрации во время спуска или подъема.
  • Неточность остановки платформы (допускается «разбег» до 35 мм).

Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов

Управление приводом грузового лифта

Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.

Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.

Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.

Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.

Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.

Управление малыми грузовыми лифтами

В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях. Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.

Если требуется исправить уже зарегистрированный приказ или при возникновении другой аналогичной ситуации, остановка лифта осуществляется с помощью кнопки СТОП, расположенной на панели лифтера. Отключение неработающего лифта выполняется с помощью автомата и главного рубильника.

Принципиальная электрическая схема лифта

Схема пассажирского лифта

Освещение лифта

Устройство шахты лифта

Схема включения пускателя

Реверс электродвигателя – схема

Требования к грузоподъемникам

Существуют основные требования, предъявляемые как к пассажирским, так и к грузовым лифтам. Среди них можно выделить наличие повышенной надежности, обеспечение максимальной безопасности и бесшумности в работе. Техника также должна быть устойчива к воспламенению. Но, имеется и перечень особых требований, предъявляемых конкретно к грузовому транспорту:

  • кабина должна быть больших размеров;
  • грузоподъемность обязана быть выше, нежели у пассажирского лифта;
  • обязательно наличие большого и просторного входа.

При отсутствии просторного входа, перевозка крупногабаритного груза окажется невозможной. То же самое касается и вместительности кабины.

Классификация грузовых лифтов

Грузовые лифты можно классифицировать по нескольким признакам.

По грузоподъемности и размерам грузовые лифты бывают:

  • Стандартные. Подразумевают возможность перевозки груза вместе с оператором или другим сопровождающим персоналом. Грузоподъемность такого лифта — от 250 до 6000 кг. Размеры стандартного грузового лифта (площадь платформы) составляют в среднем 1,5 квадратных метра.
  • Малые. Размеры малых грузовых лифтов позволяют использовать эти устройства исключительно для перевозки грузов — высота не превышает 1250 мм, а грузоподъемность составляет 5-250 кг.
  • Грузовые подъемники — автомобильные, стояночного или шахтного типа.

Каждый из выше перечисленных типов грузовых лифтов имеет разные области применения. Например, на складах используют стандартные грузовые лифты, чтобы тяжелые грузы могли сопровождать сотрудники. При этом в подвальных помещениях устанавливают тротуарные грузовые лифты — они выходят из шахты на поверхность, отличаются большими размерами и позволяют перемещать грузы вместе с транспортом.

Малые грузовые лифты устанавливают преимущественно в заведениях общепита для подъема продуктов питания. Их также используют в библиотеках и на небольших складах. Людей на малых грузовых лифтах транспортировать запрещено.

Грузовые подъемники предназначены для перемещения тяжелого оборудования и материалов, используются на подземных автомобильных стоянках и в шахтах.

Существует еще одна разновидность — грузопассажирские лифты. Их устанавливают в многоэтажные жилые дома. Грузопассажирские лифты отличаются большой площадью и широким проемом дверей кабины, позволяют транспортировать и людей, и грузы.

По скорости различают следующие виды грузовых лифтов:

  • тихоходные — до 1 метра в секунду;
  • быстроходные — 1-2 метра в секунду;
  • скоростные — 2-4 метра в секунду;
  • высокоскоростные — больше 4 метров в секунду.

По типу привода бывают:

  • Электрические грузовые лифты — привод работает от силы тока. Эти лифты не имеют ограничений в плане высоты подъема грузов.
  • Гидравлические грузовые лифты — работают благодаря давлению масла в гидроцилиндре. Гидравлические лифты используют в невысоких помещениях, например, в больницах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, так как высота подъема таких устройств ограничена 30 метрами. Главный плюс гидравлических грузовых лифтов — они способны перемещать грузы не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.

Устройство лифта

Система лифта состоит из:

Кабины лифта – это закрытое купе лифта, в котором перемещается пассажир лифта, высота кабины обычно 2100-2200 миллиметров, размер кабины лифта должен позволять с удобством перевозить нескольких пассажиров

Дверей лифта – в пассажирских лифтах есть лифтовые двери кабины лифта и двери шахты лифта

Направляющих лифта — лифтовые направляющие из стали по которым движется кабина и противовес лифта (вес направляющих лифта около 50 кг/метр)

Лебедки лифта — это привод лифта, который дает лифту скорость

Троса лифта — канаты лифтовые, на которых подвешена кабина лифта. Тяговый канат лифта имеет 14 кратный запас прочности. Канаты для лифтов специальные, изготавливаются из стальной проволоки

Станции управления лифта — мозг лифта, который им управляет и задает скорость лифта, задает ускорение кабины лифта и управляет схемой лифта

Устройств безопасности лифта

Ограничителя скорости – лифтового устройства, которое контролирует скорость движения лифта

Ловителей лифта — улавливающих заклинивающих захватов лифтовой кабины. Обязательны для современного лифта

Паспорта лифта — технического документа, который обязан иметь каждый лифт. В паспорте лифта указывается вся необходимая информация о лифте

Алгоритмы работы лифтов

Простой алгоритм

Большинство обычных лифтов работают по простому алгоритму:

  • пока внутри лифта или на этажах (по ходу движения) есть пассажиры, которым нужно ехать в ту же сторону, лифт движется в эту сторону;
  • если вызовов по ходу движения больше нет, но есть в обратную сторону, то лифт меняет направление.

В этом случае лифту важно знать только желаемое направление, поэтому для вызова обычно используют две кнопки со стрелками. Подобный алгоритм использовался в жёстких дисках

Такое поведение оптимально при небольшом количестве этажей и наличии только одного лифта. При увеличении количества этажей время ожидания возрастает. В случае если лифтов больше одного, при такой стратегии все лифты будут приезжать на один этаж. Чтобы справиться с этим инженеры начали синхронизировать лифты между собой. Так, если вызвать лифт, то приедет тот, который ближе всего в данном направлении.

Группировка по месту назначения

Этот алгоритм принципиально отличается от простого: на каждом этаже, вместо кнопки вызова лифта, находятся кнопки для указания, на какой этаж нужно пассажиру. Благодаря этой информации, лифт может собрать в одной кабине всех, кому нужно на конкретный этаж. Это позволяет не тратить время на лишние остановки. Однако время ожидания в среднем немного увеличится.

Интенсив «3 дня машинного обучения: Python, нейросети и биткоин»

12–14 апреля, Онлайн, Беcплатно

События и курсы на tproger.ru

Для большинства людей ожидание кажется настолько невыносимым, что некоторые лифты настраивают так чтобы минимизировать время ожидания, даже если это увеличит время поездки.

В зависимости от времени суток, лифт может работать в разных режимах. Например утром лифты будут стоять с открытыми дверьми на первом этаже, готовые к часу пик. Это называется стратегией парковки, когда лифты возвращаются на этажи, где пользуются наибольшим спросом. Кроме того, лифт можно привязать к определённой группе этажей. Чтобы использовать оптимальную в данный момент стратегию компьютер, управляющий лифтами, анализирует ситуацию с помощью машинного обучения.

Пассажир лифта

Лифт — подъемно-транспортное устройство, которое перевозит пассажиров лифта или грузы в вертикальном направлении по жестким стальным лифтовым направляющим. Как правило лифт движется внутри шахты лифта. Скорость лифта бывает от 0,15 м/сек до 10 м/сек и выше. Грузоподъемность лифта достигает 20 тонн.Лифтовая кабина обычно имеет квадратную или прямоугольную форму, у нее есть стены, пол кабины

и потолок.Вход в лифт осуществляется через автоматические двери лифта — лифтовой портал.Электрическая схема лифта предполагает, что лифтом может управлять любой пассажир лифта самостоятельно, но перед этим ему обязательно необходимо ознакомиться с правилами устройства и эксплуатации лифтов.

Принцип работы лифта

Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.

Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.

Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.

От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.

Лифты с редуктором и червячная передача

Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».

Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.

Чем отличается подъёмник от лифта?

Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.

Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.

Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.

В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.

Особые виды лифтового оборудования

Мы рассмотрели, как работает лифт стандартного типа. Но существуют особые варианты конструкций. Грузовое оборудование соответствует меньшему количеству требований по плавности хода, но должно выдерживать большой вес. Частные лифтовые системы часто выполняются без шахты или в выносной шахте снаружи здания.

Выделяют разные типы устройств:

  • частные грузовые и ресторанные системы для перемещения небольших объектов;
  • коммерческие грузовые системы, способные поднимать тонны веса;
  • гидравлическое оборудование, поднимающее кабину за счет повышения давления;
  • частные пассажирские комплексы на 1-2 пассажиров без отдельной шахты.

Часто устанавливать лифт приходится после постройки здания. В этом случае шахта со всем оборудование будет реализована снаружи. Возможно применение комплекса без отдельной шахты. Устройство и принцип работы лифтов остаются прежними, но современные технологии расширяют возможности эксплуатации, снижают затраты при использовании систем.

Управление малыми грузовыми лифтами

В схеме управления малого грузового лифта предусмотрены различные виды сигнализаций. С их помощью выполняется контроль над положением кабины, состоянием шахтных дверей и общей работой лифта. В качестве световых сигналов используется лампа ЗАНЯТО, а также освещение кабины лифта во время работы и при открытых шахтных дверях.

Сигнальные лампы, контролирующие положение кабины, располагаются в световом табло, установленном на 1-м этаже. Они приводятся в действие с помощью контактов выключателя на том этаже, где находится кабина лифта. При размыкании контактов, сигнальная лампа тоже выключается. Для своевременного включения освещения кабины и лампы ЗАНЯТО используется промежуточное реле и блокировочные выключатели. В результате, свет будет включен, если открыта хотя-бы одна из створок шахтных дверей.Управление приводом грузового лифта К выходу напряжения на 24 вольта выполняется подключение двух штепсельных розеток, обеспечивающих включение пониженного ремонтного напряжения. Одна из них предназначена для машинного помещения, а другая – для кабины. Схемой предусмотрена аварийная остановка лифта в случае поднятия или спуска кабины выше или ниже установленного уровня. Для этого используется специальный концевой выключатель, а также ловитель у которого срабатывает контакт. Аварийные отключения выполняются также при коротком замыкании в силовых цепях привода или перегрузке двигателя, при открытии хотя бы одной шахтной двери.

Если требуется исправить уже зарегистрированный приказ или при возникновении другой аналогичной ситуации, остановка лифта осуществляется с помощью кнопки СТОП, расположенной на панели лифтера. Отключение неработающего лифта выполняется с помощью автомата и главного рубильника.

Управление приводом грузового лифта

Принципиальная электрическая схема лифта

Схема пассажирского лифта

Управление приводом грузового лифта

Освещение лифта

Управление приводом грузового лифта

Устройство шахты лифта

Управление приводом грузового лифта

Схема включения пускателя

Реверс электродвигателя – схема

Устройство и правила пользования грузовым лифтом

Принцип работы грузового лифта не отличается от принципа работы других типов подъемников. Имеется грузовая кабина, размещенная в шахте. Ее перемещение обеспечивается действием приводного механизма и тяговых элементов (канатов, тросов и т.п.), перекинутых через канатоведущий шкив.

Основные правила пользования грузовыми лифтами:

  • масса перевозимого груза не должна превышать установленный инструкцией лимит грузоподъемности;
  • закладку груза необходимо производить равномерно по всей площади пола кабины;
  • в лифтах с внешней системой управления запрещена перевозка людей;
  • движение грузового лифта разрешено только при полностью закрытых дверях кабины;
  • запрещено пользоваться грузовым лифтом, у которого истек допустимый срок работы, указанный в паспорте;
  • грузовой подъемник нельзя оставлять включенным без присмотра обслуживающего персонала;
  • груз нельзя хранить в кабине грузового лифта.

Система управления лифта

В машинном помещении расположен специальный выключатель, с помощью которого отключается вся система управления. Перед началом работы лифта он включается вместе с рубильниками и автоматом. Движение кабины начинается, если нажата хотя бы одна кнопка приказа. При этом, контакты концевого выключателя и блокировочные контакты дверей шахты находятся в замкнутом положении. В таком же положении находятся контакты ловителя и кнопки СТОП.

Выбор направления движения и остановка кабины на заданном этаже выполняется с помощью этажных переключателей, которые устанавливаются в шахте на каждом этаже. На кабине закрепляется отводка, воздействующая на переключатели того или иного этажа. У каждого переключателя имеется четыре контакта, все действия которых зависит от того, в каком положении находится рычаг выключателя. В свою очередь положение рычага определяется местом расположения кабины по отношению к данному выключателю.

Для того чтобы отправить кабину на верхний этаж, нажимается кнопка приказа, после чего включается этажное реле (например, на 3 этаже). Два контакта замыкаются и приводят к включению реверсирующего контактора. В результате нажатия на кнопку приказа, по времени наступает последовательное включение этажного реле и реверсирующего контактора. Питание поступает к приводному электродвигателю и тормозному электромагниту, что приводит к растормаживанию лебедки и подъему кабины. Когда замыкается второй замыкающий блок-контакт, включается промежуточное реле, у которого срабатывает размыкающий контакт в цепях катушек реле 1-го, 2-го и 3-го этажа.

Кабина прибывает на требуемый этаж после нажатия соответствующей кнопки вызова. Одновременно срабатывает звуковой сигнал а сигнальный блинкер выбивает номер этажа, откуда поступил вызов. Звуковая и световая сигнализация располагается рядом с управлением лифтом.

Об устройстве гидравлических и пневматических лифтов

Гидравлические лифты появились в XIX веке. Принцип работы такой машины состоит в том, что в вертикальном цилиндре находится поршень, который приводится в движение благодаря гидравлическому маслу, нагнетаемому насосом. В итоге кабина лифта поднимается тросами.

Скорость у гидравлических лифтов, как уже говорилось, небольшая. Также к минусам относят высокий уровень шума и дороговизну. Обычно такие механизмы устанавливают в малоэтажных зданиях. Если говорить о преимуществах этих грузоподъёмных машин, то стоит сказать о плавности подъема.

Если же оценивать оборудование гидравлических лифтов с точки зрения специалистов, а не пассажиров, то здесь речь пойдёт о простоте монтажа. Установить лифт можно при наличии всего одной несущей стены.

Напоследок расскажем о пневматических лифтах, которые именуют также аэролифтами. Устройство такого лифта исключает блоки, кабели и поршни. Помимо этого не нужно строить машинное отделение.

Аэролифт движется за счёт разницы давления, которое создаёт турбина и вакуумный насос. Опускается платформа из-за действия силы тяжести.

Внутреннее устройство

Для лифтов, основным предназначением которых является перемещение грузов, в кабине которых не допускается нахождение людей, а управление осуществляется дистанционным способом, допускается не устанавливать ловители. По этой причине для них не предусмотрена техническая обработка перед монтажом. В остальных случаях, когда в лифте могут находиться люди, лифтовая шахта всегда оснащается ловителями. Тросы, которые удерживают кабину грузоподъемного механизма имеют увеличенный диаметр. Запас прочности у этих тросов такой, что даже один трос может выдержать вес кабины.

Специалисты имеют большой опыт установки, наладки, диагностики лифтов грузового назначения. Обратившись в нашу компанию, вы получаете гарантированное качество по разумной цене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: